Лучшее за неделю
Юлия Гусарова
26 мая 2015 г., 16:05

Юлия Гусарова: Выставка World Press Photo. Какими увидели Майдан и Донбасс зарубежные фотографы

Читать на сайте
Фото: Олег Бородин

Первое, что видят зрители на входе в выставочный зал, — фото датчанина Мэдса Ниссена, победителя World Press Photo в номинации «Проблемы современности», — «Йон и Алекс, однополая пара, наслаждаются уединением в квартире Алекса в Санкт-Петербурге». Интервью с Йоном (Джонатаном) и Алексом вышло в «Снобе» в феврале после того, как вокруг фотографии разыгрался скандал и Виталий Милонов высказался о снимке: «Низкое качество фотографии, которая была сделана, свидетельствует о том, что победитель был политически выбран… главное, чтобы была тема такая щекотливая — права ЛГБТ в России. Побольше слезинок геев, побольше зверских рож». По словам Андрея Поликанова, на World Press Photo без скандалов не обходится никогда. Связаны они в основном с тем, что фотографы дорабатывают снимки, вырезая или, наоборот, добавляя на фото объекты, которых первоначально в кадре не было.

Фото: Олег Бородин

Следом за чересчур художественным для репортерского жанра портретом гей-пары идут кинематографичные кадры прошедшего года жизни всей Земли: зловещие белые костюмы борцов с лихорадкой Эбола, рваные чемоданы из упавшего малайзийского «Боинга», разбросанные в высокой траве, засыпанный пеплом и цементной крошкой «натюрморт» в разрушенном доме на Донбассе, священники с воздетыми руками на фоне красного зарева Майдана, ледяной взгляд девочки, стоящей на коленях на площади Таксим. Такие итоги года гораздо красноречивее колонок политологов, ведь они не пытаются трактовать происходящее, а показывают последствия тех или иных политических решений. Жаль только, что экспозиция фотографий-победителей, обнародованных в феврале, дошла до нас в мае, и волнения вокруг событий осени и зимы к этому моменту поулеглись. Мы так привыкли к обилию картинок, километры которых мы просматриваем в соцсетях, часто с экрана телефона, что едва ли помним, какой ценой они достаются. Порой появляются новости о том, что фоторепортер в горячей точке погиб.

Фото: Олег Бородин

Пока члены клуба «Сноб» разглядывали фотографии, Поликанов не прекращая сыпал историями из закулисья премии: «Любой трюк, который принес своему автору призовое место на World Press Photo — например, вот эти смазанные фигуры лыжников в прыжке, которых сфотографировал Сергей Ильницкий на Олимпиаде в Сочи, — в следующем году будут повторять десятки тысяч фотографов, присылая свои “расшатанные” изображения. В 2003 году в Ираке фоторепортер Юрий Козырев сделал фотоснимки через прибор ночного видения — и через две недели после того, как их опубликовал журнал Time, все агентства были завалены похожими картинками».

Фото: Олег Бородин

На World Press Photo каждый год присылают сотни тысяч работ — как из них выбирают лучшие? «Премодерацию перед показом работ второму составу жюри осуществляют волонтеры, — говорит Поликанов. — Второй состав жюри за пять дней перебирает 70–100 тысяч фотографий. У них всего пять секунд, чтобы оценить снимок, согласовываясь с огромным сводом правил. Просмотр начинается рано утром и длится до тех пор, пока нужное количество кадров за день не будет отсмотрено». Первый состав жюри уже распределяет по три призовых места в каждой из пяти категорий (от «Актуальных новостей» до «Общественной жизни/юмора»), отдельно для одиночных фото и отдельно — для серий.

Фото: Олег Бородин

Вторую половину выставочного зала занимала выставка «Сто фотографий Сергея Максимишина». Поликанов рассказал о мучениях творческой группы, которая пыталась определиться, как же выставить работы мэтра, ведь почти каждый его снимок знаменит, и портфолио за пятнадцать лет стало слишком велико и разнообразно, чтобы подвести его под какую-либо одну концепцию. В итоге решили сделать некий «топ-100 от автора», поделив фотографии на две части: из России и из других стран.

Андрей Поликанов завершил экскурсию анонсом готовящегося к выходу фотоальбома Максимишина. «Сейчас на одной из краудфандинговых площадок собирают деньги на книгу Максимишина, состоящую не только из снимков, но и этих небольших историй — он не только один из лучших фотографов, но и прекраснейший рассказчик. Если книга выйдет, читать ее будет одно удовольствие».

Фестиваль 31 Days Fotofest пройдет в Центре дизайна Artplay и в Центре документальной фотографии FOTODOC до 13 июня.

Обсудить на сайте