![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/D86EB215_4AAA_4C32_B65B_3EC8DAB76978_avatar.jpg)
Юлия Гусарова: Выставка World Press Photo. Какими увидели Майдан и Донбасс зарубежные фотографы
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3c/89/3c892980c33976114bb1489a9f8089145291afb31f991461635cd3022e35570e.jpg)
Первое, что видят зрители на входе в выставочный зал, — фото датчанина Мэдса Ниссена, победителя World Press Photo в номинации «Проблемы современности», — «Йон и Алекс, однополая пара, наслаждаются уединением в квартире Алекса в Санкт-Петербурге». Интервью с Йоном (Джонатаном) и Алексом вышло в «Снобе» в феврале после того, как вокруг фотографии разыгрался скандал и Виталий Милонов высказался о снимке: «Низкое качество фотографии, которая была сделана, свидетельствует о том, что победитель был политически выбран… главное, чтобы была тема такая щекотливая — права ЛГБТ в России. Побольше слезинок геев, побольше зверских рож». По словам Андрея Поликанова, на World Press Photo без скандалов не обходится никогда. Связаны они в основном с тем, что фотографы дорабатывают снимки, вырезая или, наоборот, добавляя на фото объекты, которых первоначально в кадре не было.
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/21/95/2195c7a652de8efa66a8cbf7120b17561411e4a9fa6e06645453e3f3a5965af2.jpg)
Следом за чересчур художественным для репортерского жанра портретом гей-пары идут кинематографичные кадры прошедшего года жизни всей Земли: зловещие белые костюмы борцов с лихорадкой Эбола, рваные чемоданы из упавшего малайзийского «Боинга», разбросанные в высокой траве, засыпанный пеплом и цементной крошкой «натюрморт» в разрушенном доме на Донбассе, священники с воздетыми руками на фоне красного зарева Майдана, ледяной взгляд девочки, стоящей на коленях на площади Таксим. Такие итоги года гораздо красноречивее колонок политологов, ведь они не пытаются трактовать происходящее, а показывают последствия тех или иных политических решений. Жаль только, что экспозиция фотографий-победителей, обнародованных в феврале, дошла до нас в мае, и волнения вокруг событий осени и зимы к этому моменту поулеглись. Мы так привыкли к обилию картинок, километры которых мы просматриваем в соцсетях, часто с экрана телефона, что едва ли помним, какой ценой они достаются. Порой появляются новости о том, что фоторепортер в горячей точке погиб.
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1d/60/1d606a89358a15ecd7161079ea19a68b2b30b86768521a43f80e0ae9c78eb402.jpg)
Пока члены клуба «Сноб» разглядывали фотографии, Поликанов не прекращая сыпал историями из закулисья премии: «Любой трюк, который принес своему автору призовое место на World Press Photo — например, вот эти смазанные фигуры лыжников в прыжке, которых сфотографировал Сергей Ильницкий на Олимпиаде в Сочи, — в следующем году будут повторять десятки тысяч фотографов, присылая свои “расшатанные” изображения. В 2003 году в Ираке фоторепортер Юрий Козырев сделал фотоснимки через прибор ночного видения — и через две недели после того, как их опубликовал журнал Time, все агентства были завалены похожими картинками».
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8b/df/8bdf742ee58fb1984fd94bf477d1031c92f069bfef5b61bbb018ef4a70f59b25.jpg)
На World Press Photo каждый год присылают сотни тысяч работ — как из них выбирают лучшие? «Премодерацию перед показом работ второму составу жюри осуществляют волонтеры, — говорит Поликанов. — Второй состав жюри за пять дней перебирает 70–100 тысяч фотографий. У них всего пять секунд, чтобы оценить снимок, согласовываясь с огромным сводом правил. Просмотр начинается рано утром и длится до тех пор, пока нужное количество кадров за день не будет отсмотрено». Первый состав жюри уже распределяет по три призовых места в каждой из пяти категорий (от «Актуальных новостей» до «Общественной жизни/юмора»), отдельно для одиночных фото и отдельно — для серий.
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1d/de/1dde7fae1ab8a8cdca467dda710522660d6f3c9fc112c05467f75f305b89ed20.jpg)
Вторую половину выставочного зала занимала выставка «Сто фотографий Сергея Максимишина». Поликанов рассказал о мучениях творческой группы, которая пыталась определиться, как же выставить работы мэтра, ведь почти каждый его снимок знаменит, и портфолио за пятнадцать лет стало слишком велико и разнообразно, чтобы подвести его под какую-либо одну концепцию. В итоге решили сделать некий «топ-100 от автора», поделив фотографии на две части: из России и из других стран.
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/97/e8/97e8c7f1ffc1f6ee528a472aba38f5bf0dc79341a1a3051a3c52352388175c65.jpg)
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4a/95/4a95101fd27da7916680933de16e44f979c89d9cf7392e97756da19d61331f8d.jpg)
Андрей Поликанов завершил экскурсию анонсом готовящегося к выходу фотоальбома Максимишина. «Сейчас на одной из краудфандинговых площадок собирают деньги на книгу Максимишина, состоящую не только из снимков, но и этих небольших историй — он не только один из лучших фотографов, но и прекраснейший рассказчик. Если книга выйдет, читать ее будет одно удовольствие».
Фестиваль 31 Days Fotofest пройдет в Центре дизайна Artplay и в Центре документальной фотографии FOTODOC до 13 июня.