Фото: Иван Илюхин

Александр Борисов родился в 1866 году под Красноборском, в деревне Глубокий Ручей Вологодской губернии (ныне Архангельская область) в крестьянской семье. В 10 лет он сломал обе ноги и чуть не остался калекой, когда на него с воза упали дрова. Мать Борисова, женщина глубоко верующая, дала обет: если сын поправится и снова начнет ходить, его отдадут в монастырь на богомолье. Так в 15 лет Борисов попал в Соловецкий монастырь. Для крестьянского ребенка такое место было своего рода ПТУ, где можно было получить профессию. Борисова определили в рыболовецкую артель при Савватиевском ските. 

Через полтора года юноша поступил в рисовальную школу при иконописной палате, которая была проектом Императорской Академии художеств. Там Борисов изучал основы академического рисунка, анатомию, копировал работы мастеров и искал собственный стиль. На работы начинающего живописца обратили внимание посещавшие Соловки великий князь Владимир Александрович, который руководил Академией художеств в Петербурге, и известный собиратель живописи, генерал Андрей Боголюбов. Высокопоставленные покровители посодействовали переезду молодого художника в Петербург и его обучению в столице.

В 1886 году Борисов поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, еще через два года стал вольнослушателем в Академии художеств и только в 1893 году, после сдачи экзаменов, — ее студентом: одного таланта было недостаточно, для зачисления требовалось гимназическое образование. Учителями Борисова стали признанные пейзажисты Иван Шишкин и Архип Куинджи. Их влияние заметно во многих его работах того периода.

Иван Катышев
Фото: Иван Илюхин
Иван Катышев

В числе попечителей талантливого студента был видный государственный и политический деятель Сергей Витте. Именно его летом 1894 года сопровождал Борисов в экспедиции на Кольский полуостров по поиску гавани для военно-морской базы. Из поездки Борисов привез больше сотни этюдов. «Превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно правдиво написанные. В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов», — отзывался о работах молодого художника Илья Репин.

Через два года Борисов вернулся на Кольский полуостров и в течение почти трех месяцев в одиночку путешествовал от деревни к деревне на лодке вдоль полуострова и писал свои этюды. Затем он на пароходе отправился в Архангельск, где его наняли в Астрономическую экспедицию Казанского университета на Новую Землю. Борисов сразу влюбился в суровую, на первый взгляд, ничем не примечательную природу архипелага. В своей работе «Чум ненцев в Малых Кармакулах» он запечатлел первое русское поселение на Новой Земле. Годом ранее туда ненадолго заезжал художник Константин Коровин и остался крайне недоволен: серое небо, серые люди, серая действительность. Он писал, что больше туда не вернется. Борисов же в этой серости и очень скудной природе увидел свежий мотив.

Фото: Иван Илюхин

Осенью 1896 года, приехав в Москву, Борисов показал свои «северные» этюды Виктору Васнецову и Михаилу Нестерову, которые высоко оценили его работу. Вскоре за 1500 рублей Павел Третьяков приобрел у Борисова 60 полотен для своей галереи. Это были небольшие деньги. Академия художеств предлагала Борисову 4000 рублей только за один его пейзаж «В области вечного льда. Лето». Но он сделал ставку на Третьякова, возможно, из-за обиды. Отличников Академия направляла учиться в Рим и Париж, но Борисов не мог претендовать на поездку, поскольку он был из крестьянской семьи, и к таким людям относились пренебрежительно (вспомним «Циркуляр о кухаркиных детях»).

На вырученные деньги Александр путешествует по Северу и начинает готовиться ко второй, на этот раз самостоятельной, экспедиции на Новую Землю и даже мечтает поселиться там. В своих путешествиях Борисов создает не только художественные, но и этнографические, фотографически точные, детальные этюды, пишет путевые очерки, а также поднимает важные социальные вопросы о бедственном положении ненцев — тогда их называли самоедами. Его картина «Житье бедного самоеда в тундре под лодкой» повествует о жизни ненецких семей, у которых не было достаточно оленьих шкур на обустройство чума. Летом они ютились под лодками, а зимой — в чумах более обеспеченных семей. В 1907 году у Борисова вышел очерк «У самоедов. От Пинеги до Карского моря», в котором он подробно описал быт и культуру ненцев, а также способы включения этого народа в экономическую повестку России.

В 1898 году, получив 25 тысяч рублей на «первую русскую высокоширотную художественную экспедицию» при поддержке Сергея Витте от императора Николая II , Борисов заказал в мастерской братьев Фан-дер-Флит эскиз яхты «Мечта» и приступил к строительству. «Мечта» напоминала улучшенную модель знаменитого «Фрама» Фритьофа Нансена, который, в свою очередь, был построен на основе поморского коча.

Фото: Иван Илюхин

В мае 1900 года Борисов и восемь его спутников, в числе которых были зоолог Тимофей Тимофеев и гидролог Александр Филиппов, отправились в 14-месячную экспедицию на Новую Землю. В конце сентября «Мечта» попала в шторм и застряла среди льдов. Людям пришлось покинуть борт и идти по льду, однако течение все дальше относило их от берега. Когда припасы кончились, исследователям удалось подстрелить тюленя: они ели сырое мясо и пили его кровь. Когда силы были на исходе, и люди уже смирились с неизбежной смертью и даже написали прощальные записки, случилось чудо. «Вижу <…> вдали темнеется какое-то конусообразное пятно. Над ним мерещатся шесты… Напрягаю все свою зоркость, буквально весь ухожу в глаза. Стало яснеть, и теперь я прямо уверен, что это чум, люди!» — вспоминал Борисов в своем эссе «В стране холода и смерти». Исследователи спасены.

Позднее весь свой ужас и холодную красоту арктической природы Борисов воспроизвел в полотне «Августовская полночь в Карском море». 

Весной 1901 года Борисов и Тимофеев вновь вернулись в Арктику на еще 100 с лишним дней. Помимо живописи художник занимался научными наблюдениями: ежедневно фиксировал температуру, направление и силу ветра, высоту снежного покрова, а также детально описывал заливы Новой Земли. Благодаря Борисову на карте Новой Земли появились мысы Шишкина, Куинджи, Репина, ледник Третьякова и многие другие.

В 1902 году по приглашению Венского общества художников Борисов устроил выставку в Вене, а затем и в Берлине, Гамбурге, Кельне, Дюссельдорфе, Париже и Лондоне. Его чествуют в Европе. Среди наград, которыми был удостоен Борисов, есть, например, орден Почетного легиона. В 1908 году Борисов открыл персональную выставку в Белом доме и познакомился с президентом США Теодором Рузвельтом.

По возвращении в Россию живописец выступил за строительство Великого Северного железнодорожного пути и соединение северных и сибирских рек каналами. Позднее, в 1915–1916 годах, работал над проектом Обь-Мурманской железной дороги. А в 1914 году организовал последнюю крупную выставку в особняке князя Юсупова в Петербурге. Посетители приняли ее с восторгом, но критики ругали Борисова, называли его выскочкой, недоучкой и крестьянским сыном.

В 1927 году Борисов написал статьи, в которых негативно высказался о Северном морском пути, где сам чуть не погиб. После этого художник попал в опалу: его имя исчезает из советской художественной энциклопедии, а картины — из зала Третьяковской галереи.

Фото: Иван Илюхин

Александр Борисов скоропостижно скончался в своем доме близ Красноборска в августе 1934 года. Внезапная смерть породила слухи об отравлении: многие в окружении художника подозревали в заговоре сторонников проектов развития Северного морского пути. Через год могилу живописца вскрыли, тело эксгумировали, но следов отравления так и не нашли. 

16 избранных картин Александра Борисова в рамках проекта «‎Исследователь и художник: искусство в экспедиции» выставлены в верхних палатах Старого Английского двора в парке «Зарядье». Проект приурочен к завершению второго года «‎Большой научной экспедиции» Сибирского отделения РАН и компании «‎Норникель». С расписанием лекций и мастер-классов на всех площадках можно ознакомиться на официальном сайте.

Подготовила Анна Алексеева