Алексей Сальников
Фото здесь и далее: Никита Журнаков / «Шинель.Медиа»
Алексей Сальников

В конце февраля стартует ваш новый проект — книжный сериал «Когната» на сервисе «Букмейт», история мира, где сосуществуют люди и драконы. Почему выбрали такой неожиданный формат, книжный сериал? И поскольку осенью «Редакция Елены Шубиной» планирует выпустить сериал отдельным изданием, есть ли причина для простого читателя вроде меня читать его сейчас?

Выбрал этот формат из зависти к Шамилю Шаукатовичу Идиатуллину. Подумал: это как так? У него есть «Возвращение Пионера», а у меня нет ничего. А если серьезно, то мне предложили написать сериал, я согласился. Мне нравятся всякие эксперименты с форматами: и антиутопии-то я писал, и в сборнике «Мир без Стругацких» поучаствовал, а в рамках одного из проектов библиотеки им. Некрасова в составе организованной группы, по предварительному сговору написал шестую повесть Белкина. А теперь вот — сериал. Читать советую, поскольку, ну, вещица небольшая, можно предварительно ознакомиться. Проверить — зайдет, не зайдет. Там уже можно и книгу читать, где главный герой и его близкие описаны более подробно.

А почему, кстати,  драконы? Чем они вам интересны?    

Идея текста родилась лет 25 назад. Я ее таил у себя в голове, думал: «Какая хорошая история, жалко ее показывать, очень уж она полна какой-то непонятной нежности, за которую будет больно, если текст начнут ругать». Ну и еще существовали опасения, что на бумаге она будет не так хороша, как в голове, в виде замысла. Но получилось вроде бы даже интереснее, чем я думал. Пока писал, она слегка трансформировалась из назидательной притчи во вполне себе интересную историю с интуитивно понятным сеттингом. (Когда прочитаете, или если прочитаете, поймете, о чем это я сейчас.)

Городское фэнтези стало в последние пару лет очень популярным жанром. Почему, на ваш взгляд, сегодня многие писатели и сценаристы сериалов стараются «подкрасить» реальную жизнь мифологией, мистикой, чем объясняется такая тенденция? 

Мне этот прием необходим, чтобы объяснять действительность, потому что приемами условно реалистического повествования у меня это делать не получается, возникает еще больше вопросов взамен тех, что я пытался разрешить в тексте. Могут спросить: о каком реалистическом повествовании ты говоришь, если пишешь фантастику? Так ведь нет — в короткой прозе я вполне себе реалист.

В декабре вы стали лауреатом «Большой книги» за роман «Оккульттрегер», ему присудили третье место. И сразу попали под критику коллег. Почему писатели так болезненно воспринимают чужой успех?

Что-то я эту волну пропустил. Где можно посмотреть на нее, позлиться в ответ на этих несимпатичных людей, совершенно очевидно слабо разбирающихся в литературе? Но это все шуточки, а на самом деле очень грустно, что Эдуард Веркин и его «Снарк-снарк» ничего не получили в прошлом году. Так я был расстроен, что не стал смотреть, как там кто реагирует на «Оккульттрегера», чье третье место и у меня вызвало удивление.

Вы за последние годы стали лауреатом сразу нескольких крупных литературных премий. Насколько, на ваш взгляд, премии отражают реальную расстановку сил в литературе?

Видимо, как-то отражают, но я не профессиональный критик. Знаю только, что с книгами, попавшими в шорт-листы, можно спокойно знакомиться и получать удовольствие от чтения. Не от всех книг исключительно, однако одна-две точно не разочаруют.

Вы и сам член жюри премии «Новые горизонты». Как оцениваете этот опыт — быть среди тех, кто определяет, кому победить, кому проиграть?

Не я единолично решаю, кто победит, а кто — нет. По факту, это просто чтение и расстановка по различным местам тех, кто понравился, определение, насколько понравился, и все такое. Состоять в жюри просто увлекательно, особенно увлекательно состоять в жюри «Новых горизонтов». Вот вроде бы, что называется, жанровая литература, но насколько она разнообразна! Как здорово бывает прочесть что-нибудь необычное, что-нибудь в таком направлении, куда твое собственное мышление никогда бы не подумало двигаться.

Роман «Оккульттрегер» заметно легче читается, чем «Петровы в гриппе». Если «Петровы» устроены и написаны сложно, «Оккульттрегер» легко поймет даже подросток. Так и было задумано или это случайно получилось?

А я просто увлекся Чеховым, и оттуда, скорее всего, растут ноги большей удобоваримости моей литературной речи. Самое странное в этом всем то, что мне кажется, что ничего не изменилось. Вроде бы как писал, так и пишу.

Вы начинали как поэт, писали колонки, теперь вот стали автором книжного сериала. Не хотели бы попробовать себя еще в каком-нибудь жанре — написать, например, историю Екатеринбурга или сборник статей о литературе? Или, скажем, биографию для серии «ЖЗЛ»?

То есть предлагаете двигаться в научно-популярную литературу? Ничего нельзя исключать, но еще пока есть фантастические идейки, куда их девать прикажете?

Кого из современных писателей вы читаете сегодня? Случались ли какие-то открытия, новые авторы, кого могли бы порекомендовать?

Я читаю современных авторов, конечно. Особо ценю Романа Валерьевича Сенчина и Шамиля Шаукатовича Идиатуллина. Но, вот, из последних открытий, когда подумал: «Как здорово!», странная рекомендация. «Хозяйка Шварцвальда» Уны Харт. Да, там в самом финале дурацкий пафос устами одного из героев. Но во всем остальном прямо очень-очень.

Беседовал Владислав Толстов