Как формируются привычки и почему с возрастом сложно переучиваться?
Есть такая пословица: «Привычка — вторая натура». Некоторые возражают: не вторая, а первая. Потому что именно привычки определяют наш психологический портрет и образ жизни, а зачастую и наше будущее. Отсюда появилось другое определение: «Ты и есть твои привычки». Как они формируются, можно ли ими управлять и почему с возрастом так сложно переучиваться, рассказывает Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей»
Экономим энергию
Привычка — это некий алгоритм действий в той или иной ситуации, который выдает наш мозг. Когда происходит некое событие (будь оно рядовое или экстраординарное), мозг отвечает на него с помощью этого самого алгоритма. Важно понимать, что привычка для мозга — это способ экономить энергию, который достался человеку с древних времен.
Вспомните: когда случается стрессовая ситуация, зачастую мы отвечаем на нее автоматически. И даже если происходит рядовая ситуация, «ответ», как правило, находится на уровне автоматических реакций. Это и есть та самая экономия: мы как бы «схлопываем» работу мозга, не даем ему возможности выбрать из нескольких вариантов, провести сложную аналитику и опускаемся до автоматизма.
С точки зрения нейробиологии, привычки — это устойчивые нейронные связи в мозгу, отличающиеся повышенной готовностью к функционированию, в отличие от других нейронных цепочек. Это наиболее привычная цепочка нейронов, к которой мозг обращается в зависимости от той или иной ситуации. И чем чаще и дольше мы делаем какое-либо действие, тем более привычным для мозга становится путь.
Скорость формирования нейронных связей у людей разная. В среднем на формирование привычки уходит чуть больше двух месяцев, а в зависимости от человека — от одной недели до трех месяцев, а то и более. Это зависит от генетики, от образа жизни и количества нейромедиаторов в организме — биологически активных веществ, передающих сигналы от нервных клеток. Чем больше возбуждающих нейромедиаторов, тем быстрее передаются импульсы, и привычка устанавливается быстрее. Тормозящие нейромедиаторы, наоборот, ухудшают способность к обучению. И конечно, важен эмоциональный фон. Чем сильнее у человека эмоциональный отклик, тем быстрее формируется привычка.
Как повлиять на мозг?
Так или иначе мы можем влиять на способность мозга формировать привычки. Прежде всего, необходимо определить с помощью генетического анализа, есть ли риски развития болезни Альцгеймера. Если предпосылки есть, то можно разработать правильную профилактику заболевания и тем самым оставаться как можно дольше социально активным, обучаемым и способным вырабатывать новые привычки.
Второй ключевой фактор — правильное питание. Чем более полезную пищу мы едим, тем выше скорость формирования нейронных связей. Наиболее важны продукты, богатые омега-3: это жирные кислоты, которые содержатся в растительных маслах, морепродуктах и некоторых орехах. Также важны витамины В6 и В12. Именно они участвуют в восстановлении клеток и регулируют взаимосвязь между нейронами. Но здесь важно помнить, что нельзя перебарщивать: переизбыток будет только во вред.
Третье — систематические аэробные физические нагрузки. Во время занятий спортом мы часто и глубоко дышим, благодаря чему в наш мозг поступает больше кислорода, который способствует образованию нервных клеток.
И четвертое — регулярная когнитивная нагрузка. Чтение книг, разгадывание ребусов и кроссвордов способствует замене старых нервных клеток новыми.
Почему сложно переучиваться?
С возрастом постоянно работающие нейроны постепенно покрываются миелиновой защитой — это оболочка наподобие изоляционного материала для электропровода. Она обеспечивает более высокую скорость прохождения импульсов и защищает цепочку от повреждений. Чем больше у человека жизненного опыта, тем больше сформировано устойчивых нейронных связей и тем прочнее эта оболочка.
Поэтому человеку сложнее переучиваться. У взрослого сформирована устоявшаяся картина мира, которую он постоянно подтверждает своим жизненным опытом. Все чаще срабатывают защитные реакции и когнитивные искажения — предвзятые взгляды на окружение вокруг, подтверждающие выборочную, «нравящуюся» картину мира. Поэтому с годами люди становятся все более консервативны и невосприимчивы к новому.