Иллюстрация: Veronchikchik

Первую часть читайте здесь.

Благодарю читателей, которые прислали письма о классовом разделении в обществе. Ответы опубликованы в моем блоге, в рубрике «Люди пишут письма». Мнения, как всегда, получились самые разные — но тем интереснее. Очевидно, что единого мнения по такому сложному и многогранному вопросу быть не может.

Многие читатели отметили, что сами вопросы были сформулированы слишком обще. По поводу каждого из них можно рассуждать буквально до бесконечности, так ничего толком и не сказав по существу. Признаю правоту читателей. Вероятно, нам с Ричардом нужно было конкретизировать. Скажу в оправдание: Ричард еще очень молод, а для юности, с ее отсутствием опыта и желанием «взглядом сверху» охватить все и сразу, как раз характерны именно такие рассуждения — «как оно вообще». На мой взгляд, в этом есть и недостаток, и достоинство одновременно. Ведь осознанная в зрелости необходимость «сузить тему» для ее подробного рассмотрения может приводить к тому, что картины целиком человек уже не видит и не осознает.

Давайте, однако, теперь все же попробуем что-то обобщить и подвести какие-нибудь итоги. Что же у нас получается с «первым» и «вторым» мирами?

  1. Практически все высказавшиеся признали, что многое по этому вопросу мы, люди, унаследовали от биологии, от своих животных предков. Мы — коллективно живущие приматы, и для нас характерна иерархия особей в группе, стремление «пробиться наверх» у нас, можно сказать, записано «на жестком диске». Отмечу, впрочем, что даже среди приматов существуют так называемые «обезьяны вне иерархии» — отдельные особи, которые по каким-то неизвестным ученым причинам просто отказались играть в игру «стань главным павианом». Они продолжают жить в стае, строят личные отношения с ее членами, но не участвуют в иерархических играх. Уровень реального статуса таких особей в стае обычно средний — не высокий и не низкий.
  2. В некоторых письмах встречается: так вот же, чего тут копья ломать — об этом же вполне убедительно писали Платон, Аристотель, Фромм, Кант, Витгенштейн, Пелевин, говорили Сапольский и Харари и иже с ними. Разумеется, писали и говорили. И очень много всего умного высказали. Но большинство молодых (и не очень) людей встречается со всем этим в первый раз и проходит, и продумывает, проживает, переоткрывает уже миллион раз до них переоткрытое. Кто я? Где я нахожусь в текущей общественной системе координат? Куда мне пробиваться и надо ли это делать? Какую из иерархий выбрать? Чем придется заплатить? Почему кому-то все это досталось «сразу и даром»? Как это пережить и как к этому относиться? Эти индивидуальные поиски закономерны и, на мой взгляд, конструктивны — лично пережитое и передуманное укладывается в голове и в жизни лучше и эффективнее, чем прочитанное или услышанное на лекции. Хотя, конечно, и лекции, и книги могут потом что-то в этом личном пути исканий дополнительно высветить, помочь обобщить.
  3. Мы не только животные, но еще и люди, и из писем читателей и из своего личного опыта я уловила некий дуализм в выстраивании уже человеческих иерархий.

Первая — непосредственно эволюционировавшая от иерархии животной, которую можно условно назвать «близость к кормушке». Сюда входит врожденное или приобретенное собственными усилиями обладание всеми благами и возможностями, которые мы только можем себе вообразить: деньги, власть, доступ к информации, свобода передвижения, «вхожесть в круги». Ориентируясь на внешние и материальные признаки, здесь в общем-то легко понять, кто где находится, выделить границы «нашего» и «не нашего» круга.

Но существует, по всей видимости, и вторая иерархия — собственно, человеческая (аналога ее у животных я найти не могу). По степени познания, полноты осознания устройства этого мира, умения обдумать и увидеть его — целиком или в уникальных частностях. Здесь тоже есть всякие градации, страты и, разумеется, иллюзии. И именно в плоскости этой иерархии современные люди чаще всего, интимно приобняв симпатичного им собеседника, заявляют: «Ну, мы-то с вами, батенька, мыслящие люди, мы-то понимаем, а вот они… ну куда им, бедолагам…». Здесь приведу очень созвучную этому пункту цитату из письма молодого социолога Алексея, который прекрасно осознает относительность этого несомненно существующего деления: «…иерархия определенного не всем доступного знания. Или иерархия, где люди делятся на "думающих" и "не думающих". Конечно, хочется причислить себя к первым. Но порой кажется, что, наоборот, я отношусь ко вторым. И что есть люди, которым то самое тайное знание доступно, а я же чего-то не понимаю и не осознаю».

  1. Есть и еще одна, явно связанная с обсуждаемой темой вещь, которая часто упоминается в письмах читателей: живи в соответствии с нравственными и этическими законами, не изменяй себе и своим принципам — и тогда ты однозначно высок и принадлежишь к «первому миру» по самому большому счету. Даже если твоя материальная и интеллектуальная жизнь при этом предельно аскетична. Мне лично кажется, что этот пункт — наследие христианско-религиозного самосознания наших предков, но тут я, разумеется, могу и ошибаться.
  2. Про «поиски себя» и достижение индивидуальных вершин. Последние лет 30 это просто фишка современной цивилизации. И здесь мне очень понравилось тонко-ироничное высказывание читателя «Сноба» по имени Арсений: «Для пианиста принадлежность к первому миру может подразумевать выступление в Карнеги-Холле, для ученого-естествоиспытателя — публикация в Nature. Для палача революции — умерщвление императора». Звучит очень разумно. Не надо завидовать, интриговать, жертвовать принципами, стремясь попасть в довольно все-таки абстрактный «высший свет». Просто есть индивидуальная вершина, которую человек определяет по своему роду деятельности и стремится ее достичь. Но что, если его повседневная профессиональная деятельность не подразумевает карьерных ступеней, а ощутить свою принадлежность к «первым» все-таки хочется?

Читательница по имени Анна предлагает решение и для такого случая. Полностью ее письмо вы можете прочитать в рубрике «Люди пишут письма», а я поняла его так: веди себя в своей собственной повседневности таким образом, как, по-твоему, ведут себя люди «первого сорта», — и все окружающие увидят тебя именно таким, и ты сам.

В завершение хочу еще раз поблагодарить всех, кто пишет письма. Уважаемые читатели, пишите письма-зачины, предлагайте темы, которые вам интересны, постараемся их обсудить. И еще можно поспорить с мнениями тех читателей, которые уже были высказаны, — только указывайте, на чье именно письмо вы отвечаете. Напоминаю адрес: [email protected].