Иллюстрация: Veronchikchik

Две недели назад мне пришло письмо от давней читательницы «Сноба», Эльвиры из Москвы:

«Здравствуйте, Екатерина Вадимовна! Совсем скоро начнется новый учебный год, и у меня к вам большая просьба. Напишите, пожалуйста, что-нибудь ободряющее, ироничное и поддерживающее для нас, родителей школьников. Потому что, когда я сейчас, после трех месяцев перерыва, обо всем этом думаю, на меня накатывает черный ужас и заранее — усталость и изнеможение.

Моему старшему сыну Владику 10 лет, и он пойдет в четвертый класс. Владик — хороший, добрый и веселый ребенок, и учится он не так уж плохо. Но с самого начала его школьного обучения у нас по этому поводу каждый день идут сражения всех со всеми. Усадить за уроки — проблема. Узнать, что на самом деле задано, — проблема. Убедить, что нужно сделать именно это, а не в два раза меньше, — проблема. Что-то исправить в уже сделанном или тем более переделать то, что сделано неправильно, — проблема вдвойне.

Я очень нуждаюсь в поддержке, но нигде ее не нахожу. В школе учительница говорит: дети еще маленькие, вы должны контролировать, иначе они что-то упустят и потом не догонят. Мама говорит: ты сама его приучила и сама виновата, вот нас не заставляли, мы сами делали все уроки и прекрасно выросли. Я читала психологов, одни говорят: отстаньте и пусть все идет как идет, другие: ни в коем случае, ребенок нуждается в помощи, поддержке и контроле. В социальных сетях посмотришь — какие все крутые, ловкие и аккуратные родители. И какие у них талантливые дети! Как у них так получается?»*

Что ж, тема, безусловно, актуальная.

Что здесь нужно понять родителям в первую очередь?

Что у всех участников событий здесь разные цели. Смотрите, вот пример: если вы, допустим, нанимаете бригаду рабочих для благоустройства вашего дачного участка, то ваша цель — это та красота, которую вы себе для своего участка придумали и хотите теперь воплотить. А цель рабочих — перетащить сколько-то камней, вскопать землю, сделать это с минимальными усилиями за минимальное количество времени и получить за это максимальное количество денег. И это абсолютно нормально, и не следует ожидать, что цели рабочих совпадут с вашими, или обижаться на то, что не совпали. Просто так все в нашем мире устроено, и это устройство вполне позволяет ему не только существовать, но и развиваться.

Цель вырастить именно вашего ребенка счастливым и гармоничным — она ведь есть только у вас, поймите это. А у всех остальных цели — другие. И где-то, на каком-то участке пути ваши цели и цели других людей, и даже общества могут удачно совпадать. Например, современному обществу нужны в основном грамотные люди, молодая женщина по своему выбору приобрела себе профессию учительницы начальных классов и способ заработка — учить маленьких детей читать и писать, а у вашего ребенка как раз по возрасту появилась возможность всему этому научиться. Ура! Все совпало. При этом ваша промежуточная цель тоже достигнута: ваш ребенок стал грамотным и перешел на новую ступень развития.

С чем современному родителю следует обращаться максимально осторожно, если он хочет сберечь свои нервы и нервы своих детей? Конечно, с информационными потоками. Почему? Да потому, что в мире сейчас пребывает беспрецедентно огромное количество людей, преследующих свои собственные цели. Эти люди и эти потоки плохие, вредные? Да нет, конечно. Какие-то из них могут оказаться нам даже полезными (цели на время совпадут). Давайте смотреть, что у нас там есть по интересующему нас кругу вопросов (дети, родители, школа, обучение, его связь с будущим).

У нас там есть огромное количество людей, которых, наверное, правильно назвать спикерами. У них может быть психологическое или педагогическое образование, а может его и не быть. Они могут растить или не растить своих собственных или чужих детей. Их объединяющий признак: они говорят (пишут, снимают ролики) об этом в публичном пространстве. Их основная цель — привлечь внимание читателей и слушателей к тому, что они говорят, и заработать на этом либо славу, либо деньги, а в идеале и то, и другое. Технология этого процесса может быть разной: кому-то достаточно лайков и отзывов в социальных сетях, кто-то с помощью этих текстов привлекает клиентов — в терапию или на тренинги, в индивидуальное обучение или в частную школу, кто-то таким образом пытается работать со своими собственными проблемами, кто-то (их минимальное количество) просто хочет привлечь внимание читателей к какому-то продукту своих личных размышлений. Плюс в огромном количестве — перепост чужих высказываний, которые в чем-то человеку оказались созвучными.

Теперь давайте попробуем прикинуть, что нужно разным спикерам для достижения всех этих целей. На что люди лучше всего «клюют»?

  • Подчеркнутая броскость, хлесткость не особо достоверных высказываний («70 процентов современных школьников хотя бы раз думали о самоубийстве» — интересно, кто это побывал в головах современных школьников?).
  • Недопустимые обобщения («традиционная школа умерла»).
  • Разнообразные частные пугалки («если вы делаете/не делаете с ребенком уроки, вы губите его будущее»).
  • Обещание спасения («если ваш ребенок пройдет наши курсы, то он полюбит математику»).
  • Красивая упрощенная картинка («я с самого начала делала только так, и теперь мои дети учатся в Оксфорде»).

Что про это все надо понимать? Только одно: все это, как правило, не имеет абсолютно никакого отношения к вам, вашему ребенку и к вашим настоящим текущим целям.

Манипуляция, что бы там ни говорили, вполне естественный способ достижения своих целей у птиц и крупных млекопитающих (включая людей). Так что с людьми, которые работают на решение своих задач в современных информационных потоках, все в порядке. И с вашей учительницей, которая хочет, чтобы часть работы по обучению детей в начальной школе выполняли родители, тоже все в порядке.

Но видите ли, в чем дело: с вами и с вашими детьми тоже все в порядке. И вы можете самостоятельно решить, на какую манипуляцию поддаваться, а на какую — нет, с кем, на какое время и в каком объеме территориально (дачник и бригада рабочих), ментально или эмоционально объединить цели, а с кем не объединяться ни при каких обстоятельствах. И совершенно нормально, что по одному и тому же поводу разные родители могут принять разные решения. Например, одна мать решает: я буду делать за ребенка во втором классе творческие задания, ведь учительница явно задает их для родителей, дети просто не могут такого сделать (объединяется с целью учительницы выглядеть красиво в отчетах и одновременно сократить энергетический расход ради спокойствия ребенка). Другая мать: я не буду выполнять за моего ребенка сложные творческие задания в начальной школе и не буду ругать его за двойки, которые он получит за свои собственные неудачные попытки (не объединяется с целью учительницы, ставит свою — обучить ребенка при поддержке матери работать с одним из частых видов фрустрации: я не могу сделать то, что вроде бы должен).

Интересно, что оба решения будут правильными и воспитают в ребенке разные, но вполне себе полезные качества. Единственное, на чем я, как специалист, все-таки настаиваю: ребенок должен заранее и абсолютно точно знать, как все устроено, то есть какое конкретно решение принято матерью и что именно будет реализовываться на практике. Говорить одно, а делать другое — это прямой путь к неврозу.

Помните, что у всех людей разные цели (это не делает их плохими!), выберите свою цель, оповестите ребенка о ближайших конкретных шагах по ее достижению и спокойно к ней идите. Конечно, у вас получится не все, но многое.