Коллаж: «Сноб»

Целеполагание

Целеполагание — это сначала вызов, потом привычка, а спустя некоторое время культура. Которая очень помогает в жизни. Есть дети, которые в силу характера или обстоятельств сами научились идти к цели. Но большинство ребят этому надо учить, показывать, как раскладывать цель на задачи, делать шаги, смотреть, что получилось, и при необходимости корректировать план.

Простой пример — подготовка к письменному ОГЭ по русскому языку в девятом классе. Вместо того чтобы распланировать программу самостоятельно, я дал детям календарь, темы, примерное количество часов на каждую и сказал: «Вы взрослые люди, составьте план сами, не забудьте про повторение и промежуточные проверочные». За один урок ребята сделали план на полугодие. И пусть потом я немного его скорректировал, ученики увидели, с чем им придется иметь дело в ближайшие полгода, и захотели составить такие же планы по другим предметам.

Подбор ресурсов и инструментов

Правильный подбор инструментов помогает эффективно выполнить поставленную задачу, экономит время и избавляет от множества трудностей. Детям достаточно показать на примере, как работает программа и какая от нее польза, и они сами начнут ее использовать.

Однажды мы с детьми решили сделать курс по русскому языку для седьмого класса. Договорились, что я предлагаю на выбор одно обучающее видео, ученики смотрят фрагмент и, если материал в нем непонятен, ищут видео сами. Разумеется, я часто подбирал далеко не идеальные видео, чтобы мотивировать подростков искать и оценивать другие ресурсы. Так же мы поступили с некоторыми упражнениями, которые были неясно или неточно сформулированы. В результате мы сделали курс из отобранных детьми видео и упражнений. Плюс они научились на практике оценивать и использовать образовательные инструменты.

Другой пример связан с моим коллегой-биологом. Чтобы пойти в поход, дети сами составили таблицу необходимых ресурсов, подготовили смету и представили ее директору школы. Все инструменты для этого им дали учителя. В итоге дети получили важный для жизни навык и поняли, как работать в программе для составления сметы.

Самопрезентация

Как бы ни был хорош человек, ему нужно учиться представлять себя, свои сильные стороны и достижения. Это касается не только школы, но и защиты диплома или проекта, собеседования и любого публичного выступления. Осваивать искусство самопрезентации можно как «сверху» — изучить приемы и техники, а потом оттачивать их, так и «снизу» — на практике.

Чтобы научить детей представлять себя, не нужен отдельный предмет «Риторика», этому есть место почти в любом школьном предмете. На моей фокус-группе по чтению дети получали простое задание: за одну минуту они должны были рассказать о прочитанной книге так, чтобы другие участники группы захотели ее прочитать. Единственное условие, которое я ставил, — читать и презентовать только ту книгу, которая действительно нравится. Затем ученики так же презентовали героя или героиню, которые им понравились, и наконец — наиболее близкий литературный жанр. В результате получалась самопрезентация, в которой литература оказывалась лишь инструментом.

Коммуникация

Книг и курсов по искусству общения множество. Школьная среда дает возможность учить детей, например, критическому или эмпатическому слушанию без теоретизирования прямо в классе или тьюторской группе: мы сразу можем видеть, кто как слушает, кто находит верный момент для реплики, а кто должен еще поучиться задавать вопросы или высказывать пожелания. Дети и особенно подростки ценят все, что помогает им найти общий язык со сверстниками и старшими.

В прошлом году мой седьмой класс выбрал лучшую книгу учебного года. И ею на удивление оказалась работа Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Дети узнали об этой книге во время встречи с одним из гостей школы — бизнесменом, который рассказывал им о том, как важен навык общения с людьми в его работе.

Рефлексия и обратная связь

Рефлексия помогает увидеть свои недостатки и проблемы — в общении, планировании, профессиональном подходе и так далее. И еще это возможность посмотреть на себя и мир вокруг не чужими глазами. Поэтому наши с коллегами занятия по русской словесности заканчиваются просьбой оценить, насколько было понятно объяснение учителя, насколько содержание урока помогло понять тему и много ли ученик успел сделать за урок. Дети ставят оценки от 0 до 10. Так мы, учителя, видим, что поправить в объяснении или материалах урока, а дети привыкают к тому, что обратная связь работает, их мнение важно, и учатся доверять взрослым.

У родителей может появиться вопрос: а как же академические знания? Разве этому не нужно учить в школе? В конце концов, общаться, идти к цели, оценивать себя и представлять свои результаты ребенка научит жизнь. Отвечаю: это не два взаимоисключающих полюса. Хороший педагог научит многим навыкам через свой и смежные предметы. Разве не учит фактчекингу хороший урок по русской литературе, а разбор нескольких способов решения на математике — критическому мышлению? Образование бывает двух видов: полезное и не очень. Именно это оценивают наши дети.

В коллаже использованы фото: Haywood Magee / Picture Post / Hulton Archive / Getty Images