У Максима Кантора вышла книга детективных рассказов
Идея написать детективные истории возникла случайно. Сначала журнал Forbes заказал Кантору детективный рассказ. Писателя это предложение удивило, и он предупредил редакцию: «Я напишу, но рассказ будет иронический. И все те, кого вы считаете героями, будут высмеяны».
Главному редактору Forbes рассказ понравился, но в журнале он так и не появился. Через некоторое время к писателю обратился Сергей Николаевич с просьбой написать рассказ для пляжного номера «Сноба». Недолго думая, Кантор переработал имеющийся текст — «сделал его еще острее, еще смешнее» — и отправил в журнал.
А спустя несколько месяцев написал «Советы одинокого курильщика» — 13 детективных историй, главным действующим лицом которых стал Татарников.
«Кто это?» — первое, о чем хочется спросить при взгляде на обложку.
Кантор отвечает на первой же странице повествования: Сергей Ильич Татарников — «историк, сутулый интеллигент, зарядку с гантелями не делает, призов по стрельбе не берет». По мнению Кантора, это новый герой, не похожий ни на Холмса, ни на Пуаро. У него свой метод. Ему достаточно знать историю падения Римской империи, чтобы понять, кто украл из буфета пирожок.
У Татарникова есть прототип. Это близкий друг писателя, историк Сергей Шкунаев. Его фигуру он вывел еще в «Учебнике рисования», позже — в романе «В ту сторону». Кантор написал портрет не только литературный, но и художественный, изобразив друга на обложке книги. Очень тепло отзываясь о Шкунаеве, который умер несколько лет назад, писатель рассказал, каким тот был в жизни.
Сам писатель признался: для того чтобы сделать детектив содержательным, надо приложить много усилий. В качестве примера привел Честертона, которого очень любит и берет за образец. Если уж пишешь про убийство кухонным ножом из-за теткиного наследства, то тут главное — «умудриться в этом маленьком сюжете увидеть матрицу всей истории», говорит он. Ведь вся хорошая литература — в известной степени детектив.
Пустившись в детективную авантюру, Кантор остался верен темам, которые его волнуют: «Я брал те сюжеты, которые точно передавали узловые моменты нашей российской действительности. Они просто лежат на поверхности: эмиграция, финансовый капитализм, кризис недвижимости... Брал любую набившую оскомину тему и придумывал, как это может раскрутиться в качестве исторической загадки».
Кантор говорит о новой книге скорее полушутя, нежели страстно, испытывая к ней вроде как не любовь, а только симпатию: «Сходил в магазин, купил вчера книгу, читал и сам смеялся». «Делать из детектива дело своей жизни я бы не стал», — признается он.
Сейчас он пишет роман, «трагический и глубокомысленный», а через пару недель выходит огромный фолиант, где будут собраны работы Кантора-художника и исследования его творчества.