Алла Сигалова поставила «Бедную Лизу» для драматической актрисы и танцовщика
«Если честно, все, что было со мной до этого на сцене, не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит сейчас. 90 процентов времени — стресс! В танце жест — это текст. Я должна быть готова прочесть текст, сочиненный Сигаловой. И еще, я поняла, что тело может быть выразительнее любых криков, любых истерик, любых слез, повышенных тонов», — так говорит Чулпан Хаматова о своей работе в новом спектакле Аллы Сигаловой «Бедная Лиза». Жанр, в котором поставила Сигалова «Бедную Лизу», по ее словам, «на Западе принято называть театром движения, который соединяет в себе любые формы бессловесной драматической игры».
Точкой отсчета для Аллы при работе над спектаклем стала отнюдь не повесть Карамзина, а камерная опера, написанная Леонидом Десятниковым на сюжет классического произведения. Десятников — один из любимых авторов Сигаловой, она уже четыре раза обращалась к его сочинениям. В спектакле Сигаловой нет ни сложных декораций, ни старинных костюмов. Есть только мужчина и женщина, познакомившиеся на последнем сеансе в кинотеатре, и конфликт полов, выражающийся в неумении мужчин любить и в потребности женщины все отдать для любимого. Герои пытаются найти выход сначала из лабиринта стульев, а потом, когда это внешнее препятствие оказывается позади, разобраться в самих себе.
Камерная опера Десятникова была написана для двух голосов. В постановке Сигаловой также задействованы два человека: актриса Чулпан Хаматова и солист Большого театра Андрей Меркурьев. Идея привлечь именно этих исполнителей пришла к Алле сразу же после того, как она послушала диск с записью музыки Десятникова. «То, что здесь соседствуют Чулпан, драматическая актриса, и Андрей, танцовщик Большого театра, мне кажется, абсолютно нормально. Вообще, перетекание жанров, видов искусства — это естественно для сегодняшнего времени», — говорит Алла Сигалова.
С Чулпан Хаматовой Сигалова собиралась поработать давно. Их когда-то познакомила Галина Волчек, посоветовавшая Алле поставить спектакль специально для Чулпан. И с тех пор Сигалова, по ее признанию, все время держала это в голове, ожидая подходящего проекта. А вот солист балета Большого театра Андрей Меркурьев возник в проекте спонтанно. «Я пришел на “Золотую маску”, ко мне подошли Сигалова с Хаматовой, и Алла сказала: “Вот твой Эраст, Бедная Лиза!” Я понятия не имел, что это за Эраст. Подумал сначала, что Фандорин», — рассказал Меркурьев. О партнерстве с Чулпан Андрей отзывается так: «У нас в этом спектакле задача — просто найти друг друга. Мне кажется, главное – чтобы у нас получилось единство, чтобы никто не думал, что она драматическая актриса, а я из балета».