Ольга Свиблова: Я дарю всем антикризисный витамин!
Международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии», который проводится раз в два года, открылся в Москве в шестой раз. Корреспондент проекта «Сноб» побывал на самых значимых, по мнению Ольги Свибловой, событиях фестиваля
Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» Ольга Свиблова придумала в разгар кризиса 1998 года и впервые провела его в 1999-м, показав, что, какая бы экономическая ситуация ни складывалась, унывать не стоит, искусство остается с нами. Десять лет спустя мы снова столкнулись с проблемами в экономике, поэтому провести свой фестиваль для Свибловой в 2009 году было особенно важно.
Программа фестиваля — это восемь страниц мелким шрифтом. Среди авторов — Ли Миллер, Пьер Жаан, Натан Лернер, Жерар Юфера, Ги Бурден, Дэвид Линч, Эрвин Олаф, Наталья Носова, Анна Броше, Ханс Ферстер-Хайнцель, Сибилле Бергеман. Представлены проекты Дома моды Christian Dior, журнала «Огонек», музея-усадьбы Тютчева и многое другое.
Фото: Натан Лернер
Фото: Патрик Демаршелье
Фото: Пьер Жаан
Фото: Ги Бурден
Фото: из архива Гарри Ассы
Начался фестиваль с «Легендарной Ли Миллер», «Ретроспективы» Пьера Жаана и «Наследия Баухауса в Чикаго» Натана Лернера в Новом Манеже. «Этих трех очень разных авторов сближает их причастность к сюрреализму, — рассказывает Свиблова. — А кроме того, у каждого из них есть кадры, говорящие о кризисе или трагедии — будь то Великая депрессия в Америке или Вторая мировая война».
На открытии Ольга принимала гостей, раздавала комплименты и ела букет.
Гостей было как всегда очень много, но она находила, что рассказать каждому о жизни, о работе и, конечно же, о выставке.
Андрей Успенский был впечатлен ретроспективной серией фотографий Ли Миллер. Ли Миллер — фотограф с необычной судьбой. Она начала с карьеры супермодели, но интерес к фотографии, привитый еще отцом, перевесил удовольствия легкой жизни. Когда началась Вторая мировая война, Ли Миллер в качестве военного корреспондента Vogue последовала за американскими войсками и стала единственной женщиной — фронтовым фотографом, сопровождавшим пехоту в Европе.
В ресторане «Манон» на выставке Жерара Юфера гости вечера, среди которых были члены клуба «Сноб» Марк Гарбер, Василий Бычков, Мария Байбакова, отдыхали в приятной обстановке, беседовали под суши о разном, а Игорь Маркин и хозяйка фестиваля Ольга Свиблова даже танцевали.
В Центральном выставочном зале «Манеж», постоянной площадке фотобиеннале и фестивалей Московского дома фотографии, открылись сразу семь выставок: «Художник с камерой» Ги Бурдена, «Хулиганы 80-х», «На пути к славе. Первый американский цвет: 1939—1943», «Зимние истории» Паоло Вентуры, «Семья и друзья »Филипа-Лорка Ди Корсии, «Между небом и землей» Жака-Анри Лартига, «Ассоциации» Петра Ловыгина и Екатерины Голицыной.
Ольга Свиблова особо отметила проект Ги Бурдена. Новатор, нарушитель запретов, отстаивающий неограниченное право свободы в самовыражении художника, он создавал фотографии-откровения, повлиявшие на всю последующую глянцевую журналистику. Просматривая его работы 70-х годов из серии «Художник с камерой», представленной в Манеже, четко понимаешь всю вторичность современной модной фотографии. Однако в вечер открытия абсолютным триумфом стала другая выставка — «Хулиганы 80-х», о которой сайт «Сноб» уже рассказывал. Дмитрий Ханкин не сдерживал восторга, рассказывая, почему ни одна другая выставка ему не запомнилась.
Погрузить всех в настроение той эпохи были призваны постаревшие герои фотографий, кажется, навсегда застрявшие в том времени: косухи, пластиковые стаканчики с портвейном, разноцветные прически, даже где-то вареная джинса — все это прекрасно дополнялось выступлениями групп «Николай Коперник», «Оберманекен», «Мистер Твистер» и другими.
Самым представительнымпо числу членов клуба «Сноб» стало открытие выставки «Christian Dior — 60 лет истории в фотографиях» в Государственном музее современного искусства Российской Академии художеств. Увидеть путь развития Дома моды, показанный на 102 фотографиях, приехали Алена Долецкая, Марк Гарбер, Марлен Манасов, Михаил Каменский, Владимир Руга, Маша Цигальи многие другие. Дом Christian Dior всегда поддерживал тесные связи с выдающимися фотографами, которые по-своему из года в год раскрывают образ Dior, запечатлевая не только его историю, но и эволюцию, динамику стиля. Даже редкий гость на светских мероприятиях Андрей Васильевсчел необходимым эту выставку посетить.
Фестиваль только набирает силу. Впереди еще несколько крайне интересных выставок.