Леонид Парфенов: 
Я никогда не хотел быть ничьим лидером

Фото: Арсений Несходимов
Фото: Арсений Несходимов
+T -
Поделиться:

Первый документальный фильм Леонида Парфенова «Живой Пушкин» вышел в 1999 году, тогда еще было старое НТВ, и все смотрели телевизор. А фильмы «Люся», «Птица Гоголь», «Хребет России» и другие появились уже после его ухода с канала. С тех пор его документалки стали для многих чуть ли не единственным поводом включить телевизор.

Как говорит Григорий Ревзин, «лучшее, что бывает в телевизоре, — это Парфенов». Его фильмы самые рейтинговые, они привлекают самых разных зрителей. Например, на предпоказ «Зворыкина Муромца» в кинотеатр пришли Сурков, Волошин и Борис Акунин. А телевизионная премьера собрала столько же зрителей, сколько футбольная трансляция, которая шла одновременно на другом канале.

Как Парфенову удается удерживать зрителей у экранов полуторачасовыми документальными фильмами? Как у него получается сотрудничать с телевизионным начальством и одновременно обличать его? Какое будущее ждет телевидение? Об этом и о многом другом телеведущий Леонид Парфенов рассказал на встрече с участниками проекта «Сноб».

Во время и после лекции состоялось обсуждение события и репортаж в прямом эфире на сайте snob.ru. В зале работал интернет, а наш партнер — компания Samsung предоставила участникам проекта несколько ноутбуков девятой серии.

Мероприятие прошло при технической поддержке компании Samsung и ноутбуков девятой серии. А также гостям вечера были предложены коктейли от Diageo Reserve World Class.

Встреча с Леонидом Парфеновым

28 апреля

Сбор гостей с 19.30, начало в 20.30

Бар, кафе, кино-лаунж Dome

Берсеневский переулок, дом 3/10, стр. 7

Партнер мероприятия

Комментировать Всего 131 комментарий

Пожалуйста, запишите меня. Спасибо.

Пожалуйста, +1, спасибо! 

Я бы хотел пойти. Запишите нас вдвоём, пожалуйста!

Виктор, записали Вас с гостем. До встречи!

Татьяна, конечно. Ждём Вас с гостем.

Одно место, пожалуйста.

Владимир Владимирович, будем рады видеть Вас!

Одно место пожалуйста :)) Спасибо

Оксана, забронировали для Вас место.

Если можно, +1, пожалуйста.

Юлия, всегда Вам рады! Ждём Вас с гостем.

Алексей, внесли Вас в список приглашённых.

Очень хотелось бы прийти. Два билета, пожалуйста

Елена, будем рады видеть!

Одно место, пожалуйста :)

Ирина, внесла Вас в список приглашённых.

Прошу два места

СпасибоДГ 

Дмитрий, будем рады видеть Вас!

Очень хотелось бы. Два места, пожалуйста

Марина, уточните, пожалуйста, у Вас формат +guest?

Спасибо, Марина. Ждём Вас с гостем.

Любопытно. Билет, пожалуйста.

Марианна, приходите, пожалуйста.

Можно два места, пожалуйста!

Спасибо! Обязательно будем!

Очень интересно. Один билет, пожалуйста!

Дарья, приходите. Будем рады!

Здравствуйте, и мне пожалуйста билет + 1.

Ольга, будем рады видеть Вас с гостем!

Тимур Корнилов Комментарий удален автором

george orwell

"Who controls the past controls the future; who controls the present controls the past"

А все-таки во сколько начало в 20 или 20.30? А то разное время в анонсе и расписании...

Тимур, сбор гостей с 19:30, начало в 20:30.

Начали с просмотра "за 10 лет"

Парфенов предпочитает общение, а не лекции.

Пока показывают первый ролик (за 10 лет).

По ролику сразу понятно, что бюджет Намедни тогда осваивало лучше, чем подавляющее большинство нынешних проектов.

Встреча с Парфеновым началасью  с показа роликаЮ состоящего из фрагментов проекта Намедни., принесенного Парфеновым.

Парфенов:  "Живой Пушкин" привлекал в свое время больше зрителей, чем сериал "Коломбо"

Телевизор у современногоо человека на последнем месте, считает Парфенов.

Вопрос: А что же Эрнст? Довольно странно, телевидение, все же, сильно формирует сознание.  Возможно, нет интересного материала? Почему Вы считаете, что телевидение - не проводник Вашего творчества?

Ответ: Трудно сказать, в чем проблема. Очевидно, что телевидение образца 90х - не соответсвует тому, что сейчас. "Общественный договор" большинство населения устраивает, и следовательно, нет потребности "поспорит", массового отклика мои дела не имеют.

Еще Парфенов говорит, что поскольку нет общественно-политической жизни, то нет и общественно-политического вещания. Приводит в пример Савика Шустера и Евгения Кисилева - звезд общественно-политического вещания на Украине, что возможно там, потому что там у общества есть вопросы и совсем не все решено.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Кроме того, по тем или иным причинам, в России практически не существует настоящее документальное кино. Независимое документальное кино, которое бурно развивается во всем мире - от Америки до Китая, от Индонезии до Западной и Восточной Европы. Кино, которое попадает в Канны - а оттуда - в относительно широкий прокат. Я уверена, что такое кино появится... Я говорю не о нескольких публицистических программах первого канала с популярным телеведущим, а о кино как о фильме, и историей и развитием сюжета... Документальное кино вроде фильмов Мура, Гуггенгейма, Аптеда, Барбары Коппл и Эррола Морриса. Кстати - о "некоммерческом": фильм "Неудобная правда" с Гором, на котором я работала, собрал сорок миллионов долларов.

Эту реплику поддерживают: Мария Шубина

Смотрим отрывки из "Зворыкин-Муромец" (Зворыкин - буквально изобретатель телевидения).

про Зворыкина

Я например считаю что один из первых инноваторов признанный миром - Менделеев. Мне кажется, что про него было бы интреснее снять документальное кино

Смысл, как я понимаю, не в теме, а что это интересно только Вам, мне и 0.001% населения. Слишком малый отклик. :(

Интересно, почему с документальным кино не работает схема pay on demand.

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Отклик на "Зворыкин-Муромец" - минимальный (если не нулевой), что в 90-е было бы просто немыслимо, сетует Леонид Парфенов.

А как же фокус-группы, которые использовались Парфеновым, что бы расчитывать на массовость во времена "Намедни"?

Похоже, что ключевая фраза у Вас "...во времена Намедни". Времена изменились, об этом и говорит Леонид Парфенов.

Получается, что во времена работы Леонида Геннадьевича на НТВ люди больше ценили ретро (свою историю), приподнесенное в то же время в избранном автором варианте?

Возможно, не столько ценили, сколько хотели узнать, а не повторим ли мы сейчас ошибок прошлого.

Парфенов сетует, что его проекты не нужны массовому зрителю. Наталья Шелекасова парирует: да мы с друзьями с удовольствием такой контент смотрели бы. Парфенов усмехается: это когда я Гайдару говорил, что это никто не смотрел, а он мне возражал: да ты что, я видел, Ельцин видел, Ира видела, все видели.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Парфенов рассказывает, довольно весело и оригинально, как создавался "З-М"

Документальное кино, как бизнес, сейчас не выгодно...

Следовательно, только заказ, или работа на имидж, бренд, и т.п.

...что не совсем документалистика. :((

У Зворыкина рейтинг - 5,5 и доля 16%.

Леонид говорит о том, что решает задачи ""как заинтересовать зрителя материалом", а не "как доставить материал до зрителя"

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Готовится фильм о Пушкинском Музее

То есть к столетию музея Цветаева - Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Да, Мария, спасибо за исправление!

Что вы, какое исправление - уточнила просто.

Парфенов рассказывает дико интересную историю создания фильма про Зворыкина и его визита в Россию, в Муром и побега от сопровождающих.

Ужасно жаль, что я не попадаю в ту долю телезрителей, которые его видели, И жаль, что нельзя скачать и добавить процент или денежку создателям и продюссерам

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Оуэн Мэтьюс спрашивает: какие последствия имеет ваше общение с Эрнстом? Да никакие, - отвечает Парфенов. - Никаких особых преференций или критики. А что касается моей речи, когда мне вручили премию Листьева, то Эрнст довольно забавно высказался (да и то не мне, а нашим общим знакомым): нобелевские речи я не правлю.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Очень смешно: Парфенов рассказывает, как он убедил Эрнста снимать о Гоголе: "Ты знаешь, Костян, в этом году 200 лет Гоголю" - "Ты знаешь, Леня, кроме тебя, это никому неизвестно".

А вот двухсотлетие 1812 года Парфенову не дали снимать. Вообще говорит, хотел снимать целый цикл и про Тильзит. Но вообще на все двухсотлетия не напасешься

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Главный ответ - реакции не могло быть, потому что я нигде не работаю. Меня поэтому уволить нельзя. Фильм про ГМИИ снимается для первого канала, но деньги я нашел на проект сам.

Как происходит создание док.кино? Не 1-й канал идет и делает заказ у Парфенова, а Парфенов идет и заинтересовывает своего друга Эрнста, что это будет в тему. Иногда, деньги Леонид находит и приносит сам. Система не работает, как надо...

Печально.

Как создаются фильмы? Заказывает ли их первый канал? Да нет,  говорит Парфенов, я прихожу и говорю, вот скоро сто лет Гоголю, знаешь? Нет, говорит Эрнст, никто кроме тебя не знает и никому не интересно.  Я сам приношу идеи, сам приношу деньги. Год продюссирую возможность попасть в итальянскую квартиру Гоголя, где никто из русских не был два века, а для графики мне дают бригаду, которая вот закончила рендерить Жанну Фриске на фоне гостиницы "Космос" и сразу на "Гоголя"

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Заребежному рынку Российская документалистика также не интереса, тоже спрос мал. Только нишевые рынки, которые очень маленькие.

Вопрос был про еще одну круглую дату: 1812 год, 200-летие войны. Парфенов предлагал документальные "мини-серии" на 200-летие войны с Наполеоном. Не прошло.

Все 200-летия "окучивать" нельзя...

Эту дату Парфенову не отдали. Возможно, потому, что собирался тильзитские тайны - секретные встречи Наполеона и Александра 1 собирался назвать первым пактом Молотова-Рибентроппа. Но это мое предположение.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Смотрим еще один ролик: "нарезка" из Гоголя.

Вопрос из зала (к сожалению, не увидела спрашивающего): я смотрю вас давно, и передачи вашей супруги, и ваш журнал читала. Я ваш зритель, и вообще самый обычный обыватель. И есть у меня ощущение, что все главный герой ваших работ — вы сами. Потому и популярности бешеной и нет. Что вы думаете?

Парфенов на вопрос не ответил: не знаю, говорит. Делаю, что умею.

А мне, наооборот, кажется, что Парфенов, как героем своих фильмов делает факт, точнее, его оригинальную подачу.

Как-то в одном интервью Парфенов сказал, что его в его передачах нет. Он просто журналист. (кто знает, может, опять "журналюги" вырвали фразу эту из контекста и сделали на нее акцент)

И в этом его плюс: называет вещи своими именами.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Парфенов рассказывает про создание фильма о Гоголе.

"Нужно делать то, что интересно тебе самому, и этим интересом заражать других"

"В каком еще дупле оставить записку: дорогой зритель, приходи посмотреть мой фильм"... ))

Вопрос: разве документальное кино вне телевидения не продается (на дисках и т.д)?

Ответ: нет, цифра, стремящаяся к нулю...

Эту реплику поддерживают: Алексей Акшинцев

Англо-саксонское общество и Российское общество - разные. Российское общество нельзя пронять ни чем!

Вопрос: Украинский рынок Вас не привлекает?

Ответ: Нет, надо же жить этой жизнью, надо понимать культуру.

—Вам хотелось бы заниматься политической журналистикой на Украине, как ваши бывшие коллеги? — спрашивает Ася Чачко

— Нет, я не могу. Это не мое, — отвечает Парфенов

— А в России? Здесь? — переспрашивает Аня Качуровская

— Что вы меня спрашиваете о том, что я не делаю? Давайте я буду отвечать за то, что я делаю, — удивляется Парфенов.

Книжный бизнес мне понятен, говорит Парфенов.

Вопрос: книжный тираж большой?

Ответ: З-М тираж около 10.000, Намедни - больше.

Весь тираж Generation П - не больше 160.000, в Советское время - посредственное издание выпускалось начальным тиражом 200.000!

Даже беглый просмотр цифр тиражей по ozon.ru показывает, что книг было издано за 200 тысяч. И это при том, что там представлены не все года переизданий. И, разумеется, без учета электронных книги и бесплатного скачивания. Думаю, что Парфенов совсем не в курсе, каков, в действительности, суммарный тираж "Generation П"

Эту реплику поддерживают: Татьяна Якубович

http://www.biblio-globus.ru/description.aspx?product_no=9474431

Можно привести множество других ссылок, но общая идея ясна: все указывают на ту же самую книжку, но тиражом всего... в 5.000 экз. (да еще и дата выпуска не 2009г. как у ОЗОНА, а 2010).

Какой вывод напрашивается? Как минимум, что ОЗОН с точностью выходных данных книг может обращаться достаточно вольно (и, по моим ощущениям, ОЗОН еще более-менее упорядоченный и приличный магазин). И если такое возможно по отношению к одной книжке, то где гарантия, что и другие данные не ошибочны?

И дело даже не в том, что произошла опечатка (хотя, согласитесь, странная какая-то опечатка, не просто нули "недосчитали" и 5.000 в 500.000 превратили, а 5.000 почему-то в 100.000), а что Парфенов, как человек связанный с книжным бизнесом, выпустивший успешно достаточно интересные, дорогие и объемные книги, наверное, все-таки не так может заблуждаться относительно суммарного тиража, как, скажем, я или Вы, (чуть было не) доверившиеся (дез)информации "открытого" сайта.

Интернет в России (по моим личным ощущениям) очень хаотичен и "необязателен" что ли (все-таки должен признать, что Сноб в этом смысле выгодно отличается в лучшую сторону). Я очень редко доверяю фактам там опубликованным, потому как и ошибиться легко, и фикцию представить фактом - тоже легко, и проверяющих факты, прямо скажем, маловато...

Да нет, вывод напрашивается совсем другой (во всяком случае мне): тираж 2009 года превышает тираж 2010 в несколько раз. "Дженерейшн Пи" издавался, если мне память не изменяет, чуть ли не каждый год. На Озоне очень хорошо видно, как книга с одной и той же обложкой, но разных лет издания имеет разный тираж.  

Но к чему догадки — сделаю запрос в Эксмо и попробую найти компетентных людей из Вагриуса (не понимаю сейчас закрыто издательство или все-таки нет). Договорились?)

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

:)

Ксения, пожалуй, не стОит обременять себя дополнительными поисками. У меня нет цели доказать, что кто-то прав, а кто-то не очень. Проще всего, наверное, спросить у самого Парфенова, мол, откуда, батенька, у Вас такие данные.

К тому же мне пусть нечасто, но приходилось сталкиваться с проверкой фактов, и что удивительно, находились "компетентные" люди подтверждавшие информацию, которую другие, не менее "компетентные" люди так же настойчиво опровергали)) И тут уж возникает вопрос кому верить (либо всех - под присягу с немедленным расстрелом при малейших признаках лжи) :))

В общем, тут конечно, решать Вам, как быть, но лучше уж майские праздники отмечать с семьей и друзьями, нежели пытаться "поймать" Парфенова на отсутствии факт-чекинга.)) В любом случае, он выкрутится)))

С наступающими! Желаю хорошо отдохнуть и до встречи на мероприятиях Сноба, они с каждым разом становятся все интереснее (между прочим, во многом благодаря и Вам!).

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Спасибо, Илья! Вас тоже с наступающими и наступившими!

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Ксения Чудинова Комментарий удален автором

Справляли 100-летие Ванги - вот это был успешный проект!

Парфенов рассказывает о фильме "Люся", работа над фильмом очень понравилась.

Трогательно про Людмилу Гурченко: артистическое чудо харьковского разлива.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Ксения Чудинова Комментарий удален автором

Удивительный рассказ о работе с Людмилой Гурченко!

Вот тут я начинаю жалет, что не смог прийти...

Это действительно увлекательная встреча, надеюсь Сноб опубликует запись...

Да, будет опубликована версия лекции для сайта, конечно

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Вопрос: для чего существует телевидение.

Ответ: для чего ВЫ его используете - для того и существует.

"Многие люди представляют, что все, кого они видят в телевизоре - ходят где то все вместе и рядом, и время от времени появляются в кадре. Могут спросить "ну че там, у Киркорова то с Пугачихой все серьезно что ли?"

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Прошу прощения сразу за качество...

Даже "Подстрочник", один из самых удачных фильмов, тоже не набрал рейтинга...

Парфенов рассказывает про "Подстрочник" с полным правом - именно он добился его показа на телевидении. Как он смешно сказал сегодня: "Пробивал на Культуру, но не рассчитал удар и добил до телеканала Россия." На самом деле, показ фильма Дормана по телевизению - Акунина и Парфенова заслуга, Парфенова в первую очередь. Так вот, он сегодня сказал, что если бы не июль, когда совершенно нечего показывать, "Россия" никогда не поставила бы документальный фильм и Лилианну Лунгину в прайм-тайм.  

Интересно стало. Вот Парфенов за нескучный продукт, стремительный (ибо в его фильмах кадры мелькают только так: сейчас он стоит на вершине холма, куда-то показывает, а спустя каких-то несколько минут он уже совершенно в другом городе, если не стране), направленный на, если можно так выразиться, нескучность, заинтересовывающую зрителя. Неужели студийный жанр претит его природе.

И если он за стремительность, поему его нет в Twitter'e, а есть в массивном, не очень торопливом ЖЖ?))

"Война - более доходчивая тема, она понятна многим. Гагарин и Победа - темы, безусловно считающиеся нашими"

Для чего существует телевизор, как вы для себя это определили?

Да не знаю я для чего, — в сердцах бросает Леонид. — Каждый для себя это сам определяет.

Парфенов не  смотрит телевизор.....

Парфенов читает Коммерсант и Ведомости, но телевизор не включает. Плазму так и не научился включать))

Мне кажется  это немного странным.... Если он не  смотрит телевизор, значит не  может оценить  что там есть хорошего или плохого.... Я  согласна, что  не  многое  может  заинтересовать такого человека , как  Парфенов, но  все же.... Думаю, Леонид немного лукавит.

Вполне возможно, Татьяна!

С другой стороны, то хорошее, что еще может быть в телевизоре осталось человека ОБЯЗЫВАЮТ потреблять в определенном формате (смотри рекламу, смотри анонсы, заставки, перебивки, стиль подачи и т.д). И получается, что овчинка выделки не стоит. Лучше отказаться от всего ТВ-мусора и пропустить одну-две стОящих передачи, нежели ради этих самых передач глотать весь остальной мусор.

Такая  точка зрения  имеет  право на существование.. Безусловно.... Я  во время  рекламных пауз всегда  нахожу  себе  занятие, а  в анонсах  можно и о других хороших передачах  узнать. Правда, к сожаленю, это точно не  относится  к  нынешнему  НТВ.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Вопрос о  речи на ТЭФИ. Парфенов не хочет быть лидером.... Говорит, что  эта речь была  вынужденной..... Потому, что не  хотел врать, а сказал, что  сказал то, сто хотел....

На самом деле речь была произнесена не на ТЭФИ, а на первой премии имени Влада Листьева - но сути ответа это не меняет.  Вот, что сказал Леонид - постараюсь максимально близко к тексту, потому что понимаю: многие хотели больше поговорить именно об этом выступлении.  На премии был заранее известен победитель - Леонид Парфенов. И формат церемонии придумали такое: песни-пляски - семиминутная речь победителя - песни-пляски. И Парфенов сегодня, собственно сказал, что он просто не оставалось вариантов. Он же не мог в этой речи врать, а чтобы оставаться честным, надо было сказать то, что он сказал.

Татьяна, а вы были удовлетворены этим ответом?

Да, конечно, на  премии Листьева. Спасибо за поправку, Мария.

Скажу  честно:  мне кажется, что  Леонид почти ни на  один вопрос  не ответил конкретно... Я  верю, что именно  так  Парфенов  и думает о современном  телевидении.  Но на меня  он произвел  двоякое  впечатление. Он , безусловно талантливейший  человек, кладезь знаний, глубоко вникающий  в  тему, о которой  говорит и с которой  работает.  С другой  стороны, мне кажется, он  сильно обижен на  телевидение, на его руководителей.... Эдакий  "недооцененный  гений".  Он гений, с этим я  спорить не  берусь. Его  фильмы  смотрю с огромным интересом, восхищаюсь его профессионализмом.  Но эта  речь... В чем  был ее смысл? Он ведь не отказался от награды? Я  правильно помню? И он не  ушел с телевидения совсем. Может  быть это  был некий крик  души , но не столько  разоблачающий  всех и вся, а  напоминающий  о себе "великом"? И эта  фраза о том, что никто кроме него не помнит о юбилее Гоголя....  О том, что он не  смотрит телевизор..... Я  пока  еще  перевариваю все  услышанное...

Он и слушать-то вопросы не очень хотел). Я вообще не понял зачем он пришел на "лекцию"! Произвел впечатление недозвезды, выплеснул свою обиду на людей, которые его смотрят и любят и внезапно уехал) Не очень понятное мероприятие......

Спасибо, встреча закончилась. Как-то неожиданно.

Встреча закончивается. Маша Шубина задает последний вопрос: После речи на вручении премии Листьева на вас возлагали большие надежды, прочили вас в нового героя.

Парфенов отвечает: я никогда не хотел быть ничьим лидером. Мне это неинтересно, я хочу просто жить и работать.

Спасибо за небольшую передачу того настроения, которое царит в DOMЕ.

жду-с видео.

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Илья Катулин