«Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» 

РОСИЗО и Музей Москвы

До 13 апреля 2025

Экспозиция выставки «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» 
Экспозиция выставки «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы»  Фото: пресс-служба

Уникальная тематическая выставка в Провиантских складах знакомит зрителей с миром монументальной архитектуры и декоративного искусства столицы в период с 1918 по 1980-е годы. Масштабные живописные и мозаичные полотна, фрески и сграффито позволяют увидеть, как искусство взаимодействовало с архитектурой и повседневной жизнью граждан.

Эта выставка — настоящий культурный феномен, объединивший под одной крышей экспонаты, которые ранее были разрознены, малоизвестны широкой публике или вообще никогда не экспонировались. Среди главных акцентов выставки — мозаичные пробы для Мавзолея Ленина, фрески Владимира Фаворского, созданные для Музея охраны материнства и младенчества, фрагменты мозаики с фасада плавательного бассейна ЦСКА.

Эти яркие и выразительные элементы дизайна, созданные в духе советского модернизма, всегда несли в себе не только эстетическую, но и идеологическую ценность для советского человека. Также на выставке можно увидеть эскизы маскировки Московского Кремля в период Великой Отечественной войны и более 300 работ известных художников, таких как Александр Дейнека, Евгений Аблин, Григорий Дервиз и Андрей Васнецов.

«Борис Кустодиев. Патриархальная Россия»

Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Суздальский Кремль

До 25 февраля 2025

Экспозиция выставки «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия»
Экспозиция выставки «Борис Кустодиев. Патриархальная Россия» Фото: пресс-служба

Временная экспозиция, созданная на основе тщательно отобранных произведений Бориса Кустодиева, дает возможность увидеть работы из фондов Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Петергофа, Бахрушинского театрального музея, а также из региональных музеев Нижнего Новгорода, Саратова, Костромы и других городов.

Впервые столь обширная коллекция шедевров представлена в единой концепции, позволяющей полностью оценить масштаб таланта художника и проследить эволюцию его стиля — от ранних работ до поздних, зрелых полотен. Эта экспозиция — настоящее путешествие во времени, погружающее зрителя в атмосферу подлинной дореволюционной России.

Перед вами предстанет яркий калейдоскоп народных гуляний и праздничных ярмарок, великолепие православных праздников, очарование старинной архитектуры и умиротворенная красота русской природы, изображенной с удивительной чувственностью.

Кустодиев не просто запечатлевал реальность — он передавал сам дух России, ее неповторимый облик, неспешность, глубину, удаль и широту.

«Не только буквы»

«ГЭС-2»

До 2 марта 2025

Иллюстрация: пресс-служба Дома культуры «ГЭС-2»

Вы когда-нибудь задумывались о том, что азбучные истины — вовсе не незыблемая данность, а изменчивая и многослойная система? Хотя это выражение традиционно используется как синоним чего-то очевидного, в реальности оно допускает множество интерпретаций.

Свежая выставка в «ГЭС-2» показывает, насколько разными могут быть «первые книги» и миры, которые они отражают.

«Не только буквы» — это выставка-калейдоскоп азбук из коллекции «Музея-библиотеки азбук» (Сергиев Посад). Среди экспонатов встречаются уникальные авторские азбуки, которые выходят далеко за рамки учебников и становятся самостоятельными произведениями искусства.

Особый интерес вызывает то, как привычное массовое издание трансформируется в индивидуальное художественное высказывание, а авторские проекты, напротив, находят отклик в широкой аудитории, приобретая универсальность.

«Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности»

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

До 13 апреля 2025

Франсиско Инфанте-Арана, «Пространство, движение, бесконечность», 1963 год
Франсиско Инфанте-Арана, «Пространство, движение, бесконечность», 1963 год Фото: пресс-служба Новой Третьяковки

Из недавних открытий стоит обратить внимание на экспозицию работ Франциско Инфанте, отечественного пространственного художника из семьи испанского политэмигранта. Он всегда задавался вопросом: может ли творец в живописи, инсталляциях, графике, артефактах приблизиться к самой природе, к изначальному творению, а может быть, даже к идее бесконечности?

Проследить путь его исканий помогают более 400 произведений из собрания Третьяковской галереи, личного собрания мастера, музеев-партнеров и частных коллекционеров. Причисляя себя к художникам, «исходящим из традиции русского авангарда», Инфанте в качестве универсального визуального языка и способа познания мира выбирает геометрию.

Работы собраны в значимые для автора циклы: про треугольник, квадрат, спирали, кресты, круги и пр. Но и геометричные формы он подает под особым углом, в разных форматах. Так что не стоит удивляться, когда увидите экспонаты из зеркальной пленки или иных материалов, которые показывают именно переменчивое, подвижное, искривленное пространство — все как в жизни.

А еще на выставке впервые будет воссоздана инсталляция «Фотографическое пространство моей комнаты» — проект Инфанте, который был создан им в 1985 году.

«Изображая воздух. Русский импрессионизм»

Музей русского импрессионизма

14 февраля 1 июня

Александр Богомазов, «Портрет Ванды», 1907–1908 годы 
Александр Богомазов, «Портрет Ванды», 1907–1908 годы  Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма / работа находится в частной коллекции

С середины февраля на трех этажах МРИ развернется масштабная экспозиция, где будут представлены 70 величайших мастеров — от Константина Коровина, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Петра Кончаловского и Ильи Машкова (всего более 150 произведений из 75 частных и государственных коллекций)!

Это будет пазл, раскрывающий самую суть русского импрессионизма XIX—XX веков до мельчайших нюансов. Авторы проекта поставили перед собой амбициозную цель — проследить весь путь жанра в нашей стране и даже сформировать некий глоссарий отечественных мастеров-«впечатленцев».

Выставка отдельно подчеркнет те открытия, которые сделали в искусстве именно импрессионисты: это ведь они признали этюды самостоятельным, равноправным жанром (и мы увидим этюды Исаака Левитана, Леонида Пастернака, Леонарда Туржанского). Именно импрессионисты ввели в отечественную живопись демократичные сюжеты: пикники, чаепития, катания в лодке, а парижские улочки заменили на провинциальную пастораль.

Помимо пленэров и «русского мотива» будут также эксперименты художников со светом и наполнением картин «воздухом», а в блоке «Мастерская» зритель сможет попасть в учебные классы Академии художеств и МУЖВЗ.

Дополнит впечатление аудиоспектакль от Театрального салона «Сцена 23» (особое акустическое пространство с шепотами и шорохами) и Театральная гостиная (серия встреч с ведущими режиссерами и актерами).

«Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа»

Звенигородский манеж

6 марта — 29 июня 

Иван Шишкин, «Ручей в березовом лесу», 1883 год
Иван Шишкин, «Ручей в березовом лесу», 1883 год Фото: Wikipedia / работа находится в собрании Государственного Русского музея

Крупнейшая в Звенигороде выставка работ Ивана Шишкина из собрания Русского музея откроется накануне Женского дня и станет отличным подарком ценительницам творчества одного из самых выдающихся мастеров русского реалистического пейзажа.

Ранее музеи-партнеры радовали жителей и гостей города выставками, где были собраны великолепные пейзажи разных авторов, но очарование Шишкина столь велико, что его шедеврам посвящен отдельный проект.

В экспозиции — 40 произведений, среди которых ведущее место займут величественные лесные пейзажи. Дополнением к живописным полотнам станет мультимедийная зона, которая позволит посетителям в буквальном смысле погрузиться в чарующий художественный мир великого мастера.

И даже сам выбор площадки — Звенигородского манежа, окруженного реликтовыми лесами, — будто продолжает тему выставки.

«Открытый мир. Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона»

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

15 февраля — 16 марта

Евгений Седухин, «Симфония шестой домны», 1979 год
Евгений Седухин, «Симфония шестой домны», 1979 год Фото: пресс-служба

Совместный проект культурно-исторического фонда «Связь времен» и Музея Фаберже продолжает знакомить публику с многообразием современного искусства российских регионов, и первая в 2025 году февральская выставка будет посвящена Уралу. В том числе и потому, что в год 80-летия Победы кураторам важно показать творчество региона, который благодаря промышленной мощи сыграл важную роль в триумфе СССР в Великой Отечественной войне.

В экспозиции — более 120 живописных, графических, иллюстративных работ (в том числе «уральского Дюрера» Владимира Зуева), скульптур (Эрнста Неизвестного и более ранних мастеров), камнерезных изделий, созданных советскими художниками и мастерами второй половины XX — начала XXI вв.

Здесь представлены представители «сурового стиля» из Екатеринбурга, Нижнего Тагила с его знаменитой «тагильской живописной школой», «города музеев» Ирбита, Заречного (родины арт-группы «Атомная провинция») и других творческих уголков Урала.

Помимо работ послевоенного времени и мейнстрима шестидесятых годов можно будет увидеть неформальное искусство восьмидесятых и времен перестройки, а также произведения современных авторов.