«Библиотека впечатлений». В Москве открылось новое поп-ап пространство
Как новое концептуальное пространство связано с библиотекой?
Bibliotheca — это пространство, которое только отталкивается от значения слова «библиотека» как некоего хранилища книг и артефактов. Но в нашем случае это только форма — мы хотим изучать реальность, которая здесь и сейчас. Поэтому разработали концепцию «библиотеки впечатлений», чтобы обмениваться опытом и эмоциями на тех языках, которые мы используем в сфере медиа и культуры. Мы хотим собирать, хранить и исследовать не столько книги — фиксированные результаты чужой интеллектуальной работы, — сколько личные впечатления, конструирующие персональный жизненный опыт каждого из нас.
Почему вы решили, что идея библиотеки в принципе сейчас актуальна?
Потому что библиотека в нашем случае — это только форма, идея. Для нас важно не хранить чужие интеллектуальные разработки — именно этим занимаются традиционные библиотеки, — а создавать пространство для взаимодействия, где культурные институции и зрители могут обмениваться своим эстетическим и интеллектуальным опытом. Сейчас все мы находимся в условиях быстро меняющейся реальности и порой начинаем сомневаться в базовых ценностях. Все требует пересмотра, мы хотим «сверить часы».
Меня удивляет, когда спектакль живет в репертуаре годами — я не верю, что какое-либо произведение может оставаться актуальным, не обновляясь регулярно. Поэтому нам очень созвучен поп-ап формат — только так произведения искусства и культурные события могут резонировать с текущими реалиями.
Обсудим концепцию «библиотеки впечатлений» — какие личные впечатления вы хотите исследовать в рамках проекта, и что внутри пространства будет эти впечатления создавать?
В основе идеи — взаимодействие пространства и художников, диалог, в котором архитектура приглашает к эксперименту. В здании, где мы находимся, есть бассейн. Чаша, бетонные стены, стеклянные витражи на сводах. Нас взволновала идея застывшего в моменте, незаконченного процесса. Это пространство, дающее обещание. При этом нам интересно «обмануть» ожидания зрителя, и мы предлагаем парадоксальный художественный опыт, ломающий привычную перспективу — зрители не увидят бассейн с водой, но увидят то бассейн-цистерну, наполненную черным маслом, то бассейн — читальный зал, то бассейн-алтарь. Нам интересно меняться от события к событию и превращать гостей из просто зрителей в соучастников художественных практик.
Как вы отбирали кураторов и мероприятия для первого сезона?Событие первого сезона курирует фестиваль Context. Diana Vishneva. Это перформанс «Пластическая библиотека» хореографа Константина Кейхеля, режиссера Юрия Квятковского и драматурга Михаила Дегтярева. В основе музыкальной части — три танго Альфреда Шнитке, а контрапунктом к его пьесам звучит музыка современного композитора Дмитрия Селипанова.