Число эпохи. Что важно знать о группе «13» — художниках начала XX века
8 февраля в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Группа „13“. В переулках эпохи». Это творческое объединение независимых советских художников просуществовало всего три года, с 1929-го по 1931-й, но его участники создали собственный стиль в графике и книжной иллюстрации. «Сноб» собрал главное о творческом объединении «Тринадцать» и их роли в искусстве
Почему «13»
Группа «13» началась с общего интереса ее участников к документальному рисунку. Ядро объединения зародилось в железнодорожной газете «Гудок», где несколько авторов — Николай Кузьмин, Даниил Даран, Сергей Расторгуев и Владимир Милашевский — работали иллюстраторами. Первую выставку, которая прошла 10 февраля 1929 года в московском Доме печати, посвятили графике.
В первой выставке приняли участие 13 человек — впоследствии по количеству художников и назвали творческую группу. В состав вошли независимые советские авторы Даниил Даран, Татьяна Маврина, Николай Кузьмин, Ольга Гильдебрандт, сестры Нина и Надежда Кашины и другие. Позже группа расширилась до 21 художника.
Название много обсуждали и критики, и сами члены группы. «„13“. Что-то бодлеровское. Интересно и даже восторженно-хорошо — „13“ — чертова дюжина. Несчастливое роковое число, все его боятся, а тут на афише — „13“, на каталоге — „13“, в статьях — „13“. „13“ — пусть принесет счастье на этот раз!» — писала в мемуарах Татьяна Маврина, вспоминая, как увидела название предстоящей выставки.
Творческий метод
Отправной точкой для «Тринадцати» было творчество импрессионистов и фовистов, но свобода и сиюминутность живописного высказывания в их произведениях обрели собственный стиль. На выставке в Музее русского импрессионизма работы советских художников дополняет живопись Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле и Отона Фриеза, с которыми «13» находились в мысленном диалоге.
Хотя темы и сюжеты участников группы отличались, всех их интересовала виртуозность и точность рисунка. Они много писали с натуры — на улицах, площадях и в переулках Москвы, искали свои образы на пляжах, водных станциях и ипподромах. Их целью было передать в быстрой работе живое впечатление, представить этюд и набросок как законченное произведение. «Мы научились любоваться не только изображенным объектом, но и самим временем исполнения рисунка. Чем-то таким, что было свойственно исполнителю музыкального произведения. Чувство темпа! Мы чувствовали необходимость вернуть рисунок к его первооснове: к движению руки, проводящей черту, оставляющей след!» — писал в воспоминаниях Владимир Милашевский.
Вторая выставка не состоялась из-за разногласий участников, но был напечатан ее каталог. Работы, созданные для этого проекта, стали переходными — «Тринадцатые» сместили акцент с графики на живопись. В своих работах авторы третьей выставки, которая прошла осенью 1931 года в актовом зале МГУ, переосмысляли время как категорию. Они размышляли о силе искусства и его способности действовать за пределами эпохи, расширяясь до масштабов вечности.
Почему «13» не были широко известны
Короткий период жизни творческой группы пришелся на момент, когда многие советские художественные объединения уже распадались. В 1932 году по решению ВКП(б) все они были расформированы, на смену им пришли творческие союзы. Незадолго до этого группа «13», которая подвергалась политическим нападкам и обвинениям в безыдейности, официально закрылась.
«Тринадцатые» были увлечены не самыми широко обсуждаемыми темами, такими как лирический образ города или проблемы современного рисунка. Во многом поэтому они оставались незамеченными и редко упоминались в профессиональной литературе. В 1986 году была выпущена единственная книга о «Тринадцати». Многие дневники участников группы, письма, архивы до сих пор не изучены.
«Академия» и книги
Отдельный раздел выставки в Музее русского импрессионизма — книжная иллюстрация. Лидеры группы «13» — Владимир Милашевский, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина, Даниил Даран — много работали над книгами и сформировали отдельное направление в советской иллюстрации, собственный стиль, который вызывал неизменный интерес коллекционеров. Художники начинали с того, что создавали рисунки для очерковой и журналистской прозы, иллюстрировали статьи в «Гудке», делали работы для книг Андрея Белого, Аркадия Гайдара, Максима Горького, Михаила Салтыкова-Щедрина, Анри Барбюса и других писателей.
Работа в иллюстрации продолжилась и после распада группы. Творческие эксперименты авторы «Тринадцати» воплощали в издательстве Academia, которое специализировалось на европейской и русской классике XIX века. Сегодня эти книги особо ценятся библиофилами, многие из изданий вошли в золотой фонд советской книжной графики.
Проект Academia просуществовал недолго. В 1937 году часть редакции арестовали, а издательство сделали частью Госиздата. Против «стиля тринадцати» в книжной иллюстрации велась открытая борьба. Но все же многие авторы не оставили работу. Например, Владимир Милашевский сотрудничал с Гослитиздатом, иллюстрировал сказки. Одна из самых известных его работ — иллюстрации для «Конька-Горбунка» Петра Ершова (1958).
После «Тринадцати»
Хотя в 1931 году группа была официально закрыта, художники продолжали общаться и сотрудничать. Вместе работали над иллюстрациями книг, обменивались изданиями по европейскому искусству, писали натурщиц и очень часто — друг друга. Милашевский задумал цикл портретов друзей по «Тринадцати». На выставке в Музее русского импрессионизма можно увидеть его неоконченный портрет участницы группы Антонины Софроновой, который прежде не выставлялся.
После Великой Отечественной войны их встречи стали редкими, но общение все же продолжалось. Главные идеологи группы Владимир Милашевский, Татьяна Маврина и Николай Кузьмин, как и прежде, обменивались открытками с репродукциями картин Марке или Дюфи. На рубеже 1950–1960-х годов они, а также Даниил Даран и Борис Рыбченков начали писать мемуары, в которых рассказывали о своей работе и описывали место группы в советском искусстве. Ольга Гильдебрандт, Антонина Софронова, Надежда Удальцова продолжали вести дневники. Значительная часть этих материалов и сегодня остается неопубликованной.
Автор: Ольга Богданова