Кадр из мультфильма «Шторм», открывающего программу XVIII Большого фестиваля мультфильмов
Кадр из мультфильма «Шторм», открывающего программу XVIII Большого фестиваля мультфильмов Фото здесь и далее: пресс-служба Большого фестиваля мультфильмов

В этом году на Большом фестивале мультфильмов покажут более 400 проектов из 26 стран. Они рассказывают самые разные истории, смешные и драматические, предельно понятные и абстрактные, отражающие сложные чувства и социальные проблемы. Авторы в них ищут новый язык и новые подходы к анимации, пытаются осмыслить и отразить современный мир. Многие фильмы из конкурсной программы уже взяли награды на самых престижных фестивалях в Анси, Каннах, Загребе, Лондоне, Нью-Йорке и других городах.

«Голос сирен»

Кадр из мультфильма «Голос сирен»
Кадр из мультфильма «Голос сирен»

Итальянский режиссер Джанлуиджи Токкафондо создает фильмы долго, их у него не так много, и понятно почему: они очень рукодельные, объединяющие фотографии, отрывки из старых фильмов и живопись на пленке. Мир получается тревожный, наполненный особым движением и звуками, временами мрачноватый и ни на какой другой не похожий. В «Голосе сирен» режиссер рассказывает историю двух сестер-русалок: одна оказывается на суше и сбрасывает хвост, другую вылавливают рыбаки-акефалы, и она поет им песню. В финале кажется, что сестры все-таки находят друг друга вновь. Создается удивительное ощущение, что мир суши и океана — единый, а полет, ходьба и прыжки — продолжение плавания. Фильм был номинирован на лучшую короткометражную работу на фестивалях в Торонто и Анси.

«Папины письма»

Кадр из мультфильма «Папины письма»
Кадр из мультфильма «Папины письма»

Это история репрессированного профессора-метеоролога Алексея Вангенгейма, который, как герой фильма «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, придумал для дочери сказку вместо чудовищной реальности: что он не в лагере на Соловках, а в экспедиции, изучает растения. Алексей отправляет дочери письма и открытки, сушит для нее цветы, рисует животных и северное сияние. Волнующий рассказ о силе родительской любви и о нашей общей истории, в которой государство ломало и разрушало человеческие жизни и семьи. Российско-французский фильм выпускника ВГИКа Алексея Евстигнеева получил награду за лучший анимационный короткометражный фильм на Мельбурнском международном кинофестивале — 2024.

«Самый короткий»

Кадр из мультфильма «Самый короткий»
Кадр из мультфильма «Самый короткий»

Новая картина японского режиссера Кодзи Ямамуро, созданная в его узнаваемом стиле, когда весь экран кажется живым, пульсирующим, фигуры персонажей постоянно движутся, а ракурсы головокружительно меняются. Писатель Хидео Фурукава читает поэтический рассказ о мужчине, который ищет в Токио самую короткую вещь. В пространстве рядом с героем возникают иероглифы, сам он кажется то семенем, то эмбрионом — рождается, растет, исчезает, а жизнь сталкивается со смертью.

«Стеклянный дом»

Кадр из мультфильма «Стеклянный дом»
Кадр из мультфильма «Стеклянный дом»

Фантазия о собранной из стекла Вавилонской башне получила приз в номинации Off-Limits на фестивале в Анси в этом году. Взгляд зрителя оказывается и вне, и внутри невообразимой, нечеловеческой конструкции, то видимой четко и конкретно, то распадающейся непредсказуемо, текучей, обманчивой. Французский экспериментатор Борис Лабб использует 2D-анимацию и искусственный интеллект. Изначально фильм задумывался как сорокаминутная видеосценография для психоделической музыки Лукаса Фагина, потом появилась короткая пятиминутная версия для кинотеатра — ее можно увидеть в международной программе экспериментальной анимации на БФМ среди других уникальных и новаторских фильмов.

«Красавцы»

Кадр из мультфильма «Красавцы»
Кадр из мультфильма «Красавцы»

Ситуация трагикомическая: три брата едут делать себе трансплантацию волос в Стамбул, но застревают в отеле. Каждый из них по-своему неуверен в себе и растерян — визуально это подчеркивается туманом вокруг отеля, который, словно пелена самой жизни, застилает все вокруг. Все эпизоды с братьями трогательны и нелепы, через их диалоги чувствуешь и их прошлое, и характеры, и привычки. В какой-то момент забываешь, что это кукольное кино, настолько достоверны интерьеры, сами куклы и создаваемая ими атмосфера. «Красавцы» режиссера Николя Кеппенса отмечены на многих международных фестивалях, в том числе призом Алексеева-Паркер в Анси.

«27»

Кадр из мультфильма «27»
Кадр из мультфильма «27»

Невероятно успешный фильм режиссера Флоры Анны Буды из Венгрии взял «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и главный приз Анси, вошел в шорт-лист «Оскара» и продолжает завоевывать мир. «27» — это история о молодой женщине, которой исполняется двадцать семь лет, но она продолжает жить с родителями и младшим братом. Героиня хочет независимости, взрослой жизни и одновременно чувствует растерянность, как будто бы не понимает, как перестать быть ребенком. У Флоры Анны Буды получилось красивое, чувственное, наполненное сексуальными фантазиями кино, раскрывающее социальные и психологические проблемы молодого поколения. Фильм можно посмотреть в шестом сборнике конкурсной программы международной анимации, целиком посвященном женскому взгляду, историям об отношениях с близкими, с самими собой, с памятью и эмоциями. Это одна из самых интересных программ на БФМ.

Автор: Лида Канашова