«Перерождение интеллигента (Перерождение человека)», 1914–1915

Работа из собрания Русского музея

Филонов — создатель аналитического направления в искусстве. Его главная идея заключалась в том, что изображение растет и развивается, подобно тому, как молодые ростки пробиваются сквозь землю, чтобы затем стать большими деревьями. Художник написал цикл «Ввод в Мировый расцвет» из 22 картин. Одна из них — «Перерождение интеллигента». Возможно, название никак и не связано с сутью работы, поскольку было придумано позже. Скорее всего, «Перерождение» рассказывает о вечном движении, которое существует во Вселенной.

«Формула петроградского пролетариата», 1920–1921

Фото: из собрания Русского музея / пресс-служба парка «Зарядье»

В беспредметной композиции, или формуле, как сам Филонов называл свои работы, сконцентрированы впечатления художника от революционных перемен, происходящих в обществе. Слом старого и появление нового он воплотил во множестве лиц и предметов. Чтобы увидеть огромную фигуру на картине, нужно внимательно вглядываться в нее. И тогда можно будет заметить, как изображение возникает из ниоткуда и исчезает в никуда. 

«Формула весны», 1922–1923

Фото: из собрания Русского музея / пресс-служба парка «Зарядье»

Больше, чем пейзаж, «Формула весны» скорее воплощение мысли художника о том, что картина, как и все живое, должна расти и шириться. Не случайно Филонов говорил, что слово «творчество» он заменяет на «сделанность» — сотворение в еще более глобальном смысле. Что интересно, художник писал свои масштабные работы тонкой кистью, постепенно заполняя огромное пространство холста. Обновление мира в «Формуле весны» отражает его мысль о том, что написан и заполнен цветом должен быть каждый атом. А все вместе они образуют живое полотно.

«ГОЭЛРО», 1931

Фото: из собрания Русского музея / пресс-служба парка «Зарядье»

Еще одна формула художника — «Формула электрификации», или «ГОЭЛРО». Получив заказ на создание плаката, Павел Филонов погрузился в работу: изучал портреты Ленина, в том числе посмертные. Он решил изобразить вождя мировой революции таким, каким он был в молодости, но при этом отразить на его лице жизненный опыт. Комиссия ИЗОГИЗа была озадачена: помимо Ленина, как на иконе со святыми, на картине появились пролетарии и капиталисты. Филонову предложили доработать плакат, а потом заключили, что массовый зритель работу не поймет. 

«Ударники (Мастера аналитического искусства)», 1934–1935

Фото: из собрания Русского музея / пресс-служба парка «Зарядье»

Художественное объединение Павла Филонова называлось «Мастера аналитического искусства». Своих последователей он считал ударниками: им приходилось всецело отдаваться работе, проживая буквально каждый миллиметр работы. К концу 1920-х годов среди мастеров аналитического искусства числились Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Кондратьев, Андрей Сашин и другие. Участники объединения провели несколько выставок, сделали иллюстрации к «Калевале» и оформили спектакль «Ревизор». В 1930-е многим из мастеров перестали давать заказы, и содружество оказалось под угрозой существования. Именно в тот момент Павел Филонов написал «Ударников» — сводный образ его единомышленников.

«Лики», 1940

Фото: из собрания Русского музея / пресс-служба парка «Зарядье»

Одна из последних работ мастера напоминает икону. В пестром нагромождении красочных пятен и линий проступают лица. С началом войны Филонов не уехал из Ленинграда и умер от голода в блокаду 3 декабря 1941 года.

Выставка продлится до 17 марта. 

Автор: Анна Попова