Данила Козловский в образе неудачника. На экраны выходит сериал Ивана И. Твердовского «Люся»
14 июля в онлайн-кинотеатре Premier состоится премьера дебютного сериала Ивана И. Твердовского «Люся», где главную роль слабовольного айтишника сыграл Данила Козловский. Твердовский — один из лучших российских режиссеров, который обычно пишет сценарии к своим фильмам сам. Над «Люсей» работали авторы хита «Мир! Дружба! Жвачка!». Почему это сотрудничество сложно назвать удачным — в материале «Сноба»
Одним абзацем
Главный герой сериала — типичный для фильмов Ивана И. Твердовского человек с душевной травмой, который не может нормально жить, но находит в себе силы измениться. Проблема в том, что в первых трех сериях герой нисколько не меняется, несмотря на происходящие вокруг него события. В начале сериала не раскрывается и принцип работы умного помощника Люси, имя которой вынесено в название; никто не удивляется ее разумности и жестокости. От рефлексивного кино почти ничего не осталось. В «Люсе» Иван Твердовский будто растерял свой талант режиссера-психотерапевта, его подавил сценарий со множеством сюжетных линий.
Подробно
Слабохарактерный Сеня (Данила Козловский) вместе с женой Леной (Дарья Савельева) и дочерьми стоит в очереди в азиатском ресторане. Перед ними влезают молодые грубияны. Сеня пытается их урезонить, возникает конфликт, и в результате главного героя бьют по лицу. Тем же вечером электронный помощник Люся подсказывает хозяину Сене, где находится обидчик и как можно свести счеты.
«Люся» — дебютный сериал Ивана И. Твердовского. Начиная с первой работы («Класс коррекции», 2014), режиссер снимает реалистичное кино о глубоко травмированных людях, заблудившихся в лабиринте несчастной жизни. Главные герои его картин к финалу всегда меняются. Только в наименее удачных «Подбросах» (2018) мальчик-сирота Денис (Денис Власенко) остается глупой пешкой — но и он все же находит силы сбежать от эксплуатирующей его матери.
Прошли годы, герой Власенко вырос и превратился в мямлю Сеню — неуверенного в себе человека в невзрачной одежде, с растрепанными волосами и кислым выражением лица, которого третирует жена. Интересно, что этот редкий для российского кино образ слабого мужчины воплощает на экране Данила Козловский, заработавший славу на маскулинных ролях метросексуалов.
Сериал «Люся» построен на идее трансформации неуверенного и слабого мужчины в повелителя собственной жизни. Сценарии к своим фильмам Иван И. Твердовский всегда писал сам. Над «Люсей» же работали Петр Внуков и Сергей Панасенков, авторы хита «Мир! Дружба! Жвачка!» (2020). Они придумали сложный сюжет: Сеня и Лена изменяют друг другу, коллега Сени Гриша (Иван Макаревич) обращается к психотерапевту (Анна Слю), искусственный интеллект Люся манипулирует главным героем и так далее. Но Сеня на протяжении трех первых серий никак не меняется, происходящие события не отражаются на его характере. Замороженность главного героя сериала можно было бы объяснить психологическими травмами, вот только на психологии героя авторы не фокусируются. С подобной историей, наполненной персонажами и второстепенными сюжетными линиями, филигранно справился Федор Бондарчук в «Психе» (2020), где каждый герой обладает ярким характером и на протяжении всего сезона решает понятную проблему. У зрителей «Люси» после первых трех серий возникает много вопросов, которые остаются без ответов.
Затронутые в сериале остросоциальные темы не получают развития. Проблемы домашнего насилия, поддельных соцопросов, беспредела в тюрьмах, превышения полномочий полицией упоминаются, но не более. Болезненными словами между строк авторы пытаются создать ощущение российской действительности, но нет привычной для Твердовского остроты чувств и депрессивности бытия: на экране красивые люди не знают бедности, живут в дорогих домах, а на улице почти всегда светит солнце. Умная колонка — один из главных персонажей сериала — одновременно напоминает властный компьютер из «2001 год: Космическая одиссея» (1968) Стэнли Кубрика и добрую собеседницу из «Она» (2013) Спайка Джонса: она может врать, вредить людям, сама принимает решения. Впрочем, в оторванной от реальности истории, где российские полицейские, подобно американским, едят пончики, а чиновники совершают утренние пробежки по Хамовническому району, это никого не удивляет.
«Люся» напоминает о «Вечных» (2021) Хлои Чжао, которая после тонких, духовных фильмов сделала пластиковый, нарисованный на компьютере блокбастер. Сериал Ивана И. Твердовского, известного умением раскрывать тяжелые темы от буллинга и коррупции до переживания теракта, выглядит настолько же беспомощным. Остается только надеяться, что в финале этого проекта герой победит демонов внутри, а не совершит суицид или не завернется в кокон привычной жизни.