«Есть звезды, которых мы ждали годами, например Евгений Миронов». Интервью с авторами проекта «Живые мемории»
Ирина, Михаил, расскажите, как появилась идея проекта «Живые мемории»?
Отправной точкой можно считать книгу Всеволода Мамонтова о художниках Абрамцевского кружка*. Она и легла в основу первой серии первого сезона.
Хотя на вид это самая маленькая и невзрачная книга из всех, с которыми мы работали!
Книга попала к нам в руки после того, как Ира в очередной раз съездила в Абрамцево. Сначала ее прочитала Ира, потом я. Фигура отца Всеволода Мамонтова — Саввы Ивановича Мамонтова — для нас является важной, этаким камертоном и примером достойнейшего деятеля культуры. И воспоминания Всеволода о его детстве, о том, как он жил рядом с художниками Абрамцевского кружка, нас тронули, и мы захотели, чтобы об этой книге узнало больше людей, и задались вопросом: как это сделать?
Мы придумывали проект, чтобы нашим сверстникам, а нам тогда было по 30 лет, тоже было интересно обратиться к жанру мемуаров. «Из воздуха» мы собрали составляющие проекта: анимация, чтение артиста и написанная музыка.
Какую цель вы преследовали, создавая и запуская этот проект?
Главной целью была актуализация мемуарной литературы о России, воспоминаний видных деятелей культуры, искусства, истории и наравне с ними — менее известных личностей в сегодняшнем информационном поле. Актуализация именно для молодой аудитории, чтобы больше людей привлечь к чтению книг воспоминаний. Ключевым является наше убеждение, что мемуары — важный инструмент самопознания. Через этот источник можно ответить на вопросы «кто мы», «в какой стране живем», «что получается хорошо, а что не очень». И таким образом понять, как нам жить сегодня.
Как обычно проходит актерский кастинг? Сразу ли приходит взаимосвязь героя и его «голоса»?
Нам очень повезло. Сперва весь проект был только в голове, и аналогов не было и нет ни в России, ни в Европе, мы проверяли. Нам даже нужно было запатентовать формат и жанр «Живых меморий». Но с самого начала с нами вместе были ведущие артисты России: Евгений Князев, Кирилл Пирогов, Алексей Гуськов и другие артисты первого эшелона. Есть прекрасная предыстория. Я стояла на книжной ярмарке на ВДНХ, у меня было интервью с Алексеем Гуськовым, и пока я его ждала, купила довольно увесистую стопку мемуаров, потому что уже тогда мы грезили таким проектом. Когда Алексей Гуськов увидел хрупкую девушку, держащую стопку книг, он не мог не поинтересоваться, что это такое? И тогда я взяла и выдала ему буквально за минуту свою мечту о проекте по мемуарам. И это закончилось тем, что он мне сказал: «Если у тебя это дело пойдет, позвони, я буду участвовать». И только месяцев через девять я смогла набрать Алексея Геннадьевича и пригласить его в наш проект. Так он стал читать воспоминания Всеволода Мамонтова, а мы стали потихоньку звать других артистов в наш проект. А потом уже участники первого сезона помогали нам дальше «выходить» на артистов.
Мы всегда стараемся разговаривать с артистами напрямую, нам важно увлечь их своей идеей, проектом, понять, что они поддерживают его сверхидею — приоткрыть жанр мемуаров. Если говорить про третий сезон, то нам уже было, что показать, и в нем мы шли все выше и выше. У нас есть звезды, которых мы ждали действительно годами, например Евгений Миронов.
Что касается выбора амплуа актера, то это очень большая работа. Мы с Михаилом проводим ее вместе, отсматриваем не только роли, которые актер сыграл в кино и театре. Миша просматривает десятки интервью, чтобы понять, как мыслит и как говорит артист, потому что для нас важно не только и не столько совпасть с внешностью героя, сколько попасть в его внутреннее состояние. Именно это и подкупает актера, когда ему в проекте достается тот или иной текст. Иногда мы даже проводим параллели с биографией артиста.
Здесь важна подготовительная работа, аналитика, понимание органики артиста и того, разделяет ли он ценности проекта, будет ли ему близок материал и сам герой. Часто на вопрос «почему вы согласились участвовать в проекте» актеры, а это все артисты первой величины, отвечают, что именно из-за материала, который мы им предложили.
Поэтому в третьем сезоне мы уже можем собирать такой серьезный каст: Евгений Миронов, Максим Матвеев, Юлия Снигирь, Евгения Симонова, Дмитрий Лысенков, Евгений Ткачук, Николай Чиндяйкин. И еще несколько имен мы пока держим в секрете.
Как вы подходите к выбору материала? Есть ли здесь ваши личные предпочтения?
Есть несколько ключевых моментов. Важно, чтобы материал можно было взять обособленно, из законченной книги; а эпизоды должны быть максимально кинематографичными, чтобы материал заражал, чтобы после зритель захотел прочитать книгу целиком. Также эпизоды должны отвечать на вопрос «кто мы?». Наводить новый фокус на понимание этого ответа. Важно, что мы стараемся брать людей разных профессиональных, социальных, культурных слоев. И известных писателей, художников, музыкантов, таких как Иван Бунин, Андрей Тарковский, Александр Вертинский, и простых — во втором сезоне мы рассказывали историю простого крестьянина. Нам важно, чтобы это был разный взгляд на жизнь страны, калейдоскоп этих взглядов, чтобы у зрителя складывалось представление об обиходной культуре России на протяжении веков. Нам важно показать, какие радости и горести страна переживала за свою историю.
Как пришла идея композиции серии: иллюстративная анимация, музыка и закадровый голос актера-чтеца, которые складываются в единое повествование?
Когда мы только готовили первый сезон, мы действительно складывали рецепт каждой серии, как рецепт блюда молекулярной кухни. Потому что эти составляющие оказались очень важные: артист является лицом и голосом, серия состоит из его работы на камеру с книгой, это интимная, «исповедальная» обстановка. Слово — ведущее в серии. Затем мы придумали ход с авторской анимацией. Каждый раз мы привлекаем самых разных режиссеров и художников анимации, которые рассказывают историю образным и живописным языком. И третье — саундтрек, написанный композитором. А в третьем сезоне будет симфоническая музыка, которую мы записываем на первой Тон-студии «Мосфильма». Музыка подчеркивает все то, что звучит на протяжении 10–15 минут серии.
Воспоминания — сложный материал, тяжелое наследие, и для того, чтобы привлечь внимание аудитории в сегодняшнем медиапространстве, нужен высокий уровень проекта, который должен быть и мультижанровым.
После первых двух сезонов вы решили расширить проект и создать спецпрограммы «Живые мемории. Лаб» и «Живые мемории. Гала», как появилась такая идея?
Мы стараемся анализировать те отзывы, которые получаем от зрителей, в том числе от зрителей из регионов, куда привозим проект. И так или иначе реагировать на мнения при запуске нового сезона. В этот раз у нас появился выход проекта в новые форматы. Мы хотим вывести проект «Живые мемории» на большую сцену и в один вечер собрать десять артистов из трех сезонов в театрально-музыкальное шоу, с живой музыкой и анимацией в качестве декораций. Визуальный и содержательный потенциал проекта действительно предполагает выход в такой формат. Шоу «Живые мемории. Гала» поможет и создать дополнительную узнаваемость проекту. В образовательной программе «Живые мемории. Лаб» мы отвечаем на запрос аудитории, чтобы к выпуску киноальманаха мы готовили зрителей, поскольку одна серия — это квинтэссенция героя и эпохи. Спецпрограмма будет раскрывать сопутствующую информацию, давать контекст с помощью подкастов, лекций и мастер-классов.
Как вы выбираете места для проката?
География проекта «Живые мемории» — вся Россия, так как проект представляет всю страну. Именно поэтому каждая серия заканчивается контуром карты, на которой загорается та или иная точка, где когда-то жил или с которой был связан герой. Нам важно было создавать проект вместе с культурными институциями, зачастую музеями, которые хранят и популяризируют память того или иного человека. Наша задача — подсвечивать разные точки на карте страны, вдохновить зрителя на путешествия по разным местам, связанным с героями.
Важно, чтобы проект увидели не только в Москве и Санкт-Петербурге, но в других регионах нашей страны. Взаимодействуя с аудиторией, мы повышаем чувство гордости за то место, где они живут. К примеру, приехав с киноальманахом в Елец, в мемориальный музей Ивана Бунина, мы увидели по отзывам, что людей греет то, что они живут в том же городе, где великий писатель провел свои юные годы.
Какой самый проникновенный или запоминающийся отзыв о проекте за это время вы получили?
Учитывая, что мы показываем киноальманах в кинотеатре, а потом возим по разным городам России, мы много видели и слез, и улыбок зрителей. И это большая радость и счастье. Обычно, когда заканчивается кинопоказ, выстраивается большая очередь, зрители берут наши буклеты — к каждому сезону мы выпускаем их как театральную программку, поскольку проект сложносочиненный, там есть и постер с артистами, и кадры из анимации. Зрители хотят поблагодарить, пожать руку и даже взять автограф. Хотя мы на такое не претендовали. Одно дело — ты большой артист, а другое — когда ты режиссер, который снимает больших артистов.
Когда мы выкладываем весь сезон в интернете, то под последней серией всегда бывает больше всего комментариев: «Нет, пожалуйста, не заканчивайте, проект нужен как воздух!» Это самые важные для нас слова, которые вдохновляют нас продолжать, несмотря на все трудности.
Самые важные отзывы и от артистов. Когда Евгения Симонова посмотрела серии с Елизаветой Боярской и Александром Коршуновым, она написала: «Это изумительно! Спасибо Вам за ваш проект! Я буду очень стараться!» Когда народные артисты так говорят, это дорогого стоит.
* Мамонтов, Всеволод Саввич. Воспоминания о русских художниках : (Абрамцевский художественный кружок) / В. С. Мамонтов. — Москва : Изд-во Акад. художеств СССР, 1950.
Беседовала Елизавета Авдошина