«Это иная сторона “Цветов зла” Бодлера». Художник Пахом о своей выставке Les Fleurs du…
В ГУМ-Red-Line открылась персональная выставка Пахома Les Fleurs du… Специально для «Сноба» эпатажный художник рассказал о концепции выставки, самоопределении и о том, как наследие советского андеграунда преломляется в современной культуре
О концепции выставки и ее связи со сборником стихов Бодлера «Цветы зла»
Как известно, Шарль Бодлер посещал притоны, потому что следовал принципу «зримое должно раздражать селезенку». Обыденность скучна, и мятежной душе символиста нужны были острые ощущения. В своей поэзии Бодлер, будучи символистом и декадентом, погружается в мрачные притоны Парижа и его пригородов, наслаждаясь увиденным и впитывая картины той стороны жизни: яркой, мучительной, цветозлой. Несколько стихов из книги даже были запрещены цензурой, но это только придало им очарования. Сейчас, конечно, «Цветы зла» — канонические тексты, раскрывающие картину мира в целом и помогающие понять разные проявления человеческой души.
Будучи символистом, я немного перефразировал название и идею сборника: по-русски выставка называется «Цветы добра» — не сусального, не ласкового, не сюсюкающего, а добра мощного. Это иная сторона «Цветов» Бодлера.
О подходах в работе художника
Есть два типа творцов. Одни все копят и высиживают своим задом, делают подмалевки, тщательные наработки, миллиард эскизов. Мы знаем, что у Иванова и у Репина был целый корпус эскизных работ. Второй тип — это те, кто готов творить спонтанно, здесь и сейчас. Я сопрягаю два подхода: подготовку, рачительность, эскизную часть, режиссуру, драматургию, и одновременно с этим — всполохи и всплески, свойственные мятежным, всегда готовым к мгновенному проявлению душам.
О связи выставки Les Fleurs du… с советским андеграундом
Я представитель андеграундной культуры. Не член союза художников, не участвовал в городских или каких-то государственных выставках, в конкурсах: мне кажется, соревнование в принципе унижает человека и может нанести травму. Конкурсы — страшная вещь. Много спортсменов гибнет от этой моральной нагрузки: вот ты человек-вселенная, бежишь куда-то, а рядом бежит другая вселенная. И почему его вселенная оказывается круче твоей? Дороже даже?
При советской власти были разные конкурсы, можно было поехать в Чехословакию, в Болгарию, если победил. Но мне милее было сделать квартирную выставку с такими же андеграундным охламонами, как и я. Постепенно я набрал жирок, хотя и сейчас не являюсь рафинированным художником. Для зрителей, понимающих советский контекст, и в память о моей андеграундной юности и о том, что мило моему сердцу, я сделал эту выставку.
О современных формах русского андеграунда
Легальная и основная традиция в современном русском искусстве — реализм. Чтобы были похоже нарисованы горшок, нога, рука и так далее. То есть то, что понятно нашему простому, неискушенном человеку и великому народу. Зайдите в церковь: там на фресках есть руки, ноги, головы. Иногда встречаются фантастические животные: какие-то змеи, черти полосатые, выдуманные объекты тоже встречаются. И андеграунд к этому потребству очень близок. Иконописная техника с пробелами, условным, не называемым реализмом — обратной перспективой и так далее — это все узнаваемые и считываемые образы, понятные человеку с не затуманенным от упражнений по изучению современного искусства взглядом.
И конечно, андеграунд существует всегда: есть какие-то светлые стороны, а есть неразборчивые пятна в мировой культуре — это как раз андеграунд. У российского андеграунда свои корни, свои истоки и предтечи, своя сила, идолы и направление движения. Неискушенным это как раз не очень близко. А кто увлекается музыкой или совриском, кино, тому будет интересно погрузиться в полуподвальные художественные образования, созданные на коленке или сообществом друзей-интеллектуалов.
О зрителях выставки Les Fleurs du…
Я всегда сам занимаюсь развеской экспозиции. Развеска — это отдельная культура. Художнику мало сделать произведение, материальный объект. Если предоставляется возможность сделать персональную выставку, важно увидеть ее целиком. Своим студентам всегда говорю: будьте зрителем своего произведения, абстрагируйтесь от себя, отойдите от личности на достаточную дистанцию и незамутненным взглядом посмотрите на то, как выглядят работы.
В собственных экспозициях мне нужна драматургия, логика, эстетика, этика, корпоративная логика и эстетика — все, что считывает зритель.
И о личности зрителя
Самый важный для художника критик и зритель — он сам. Если художник будет с собой бесчестен, будет предавать себя, свое чувство, качество, волю, если он будет юлить сам перед собой — грош цена этому художнику. Слишком много чести для такого «творца» быть увиденным. Художник — и раб, и судья, и господин своего произведения.
Подготовила Валя Филиппенко
Выставка Les Fleurs du… продлится до 16 апреля. Посетить ее можно бесплатно.