Фото: пресс-служба фестиваля Outline

2015

Девять лет назад на втором по счету фестивале Outline арт-работы художников наполнили пространство Карачаровского механического завода — памятника архитектуры послевоенного времени. Запомнилась интерактивная инсталляция художницы и сценографа Татьяны Луданик, работающей в области иммерсионного искусства. В работе Have a Nice Trip демонстрировалась система фонтанов, в которой вода циркулировала через ручной душ в ванну: эффект таинственности усиливал флуоресцентный краситель, добавленный в воду. Не обошли вниманием и животрепещущую в тот год тему экологии. В работе Under the Garbage patch режиссер, сценарист и мультимедиа-художник Мари Элис Вольфцан объединила образ океана и мусора, собрав инсталляцию из подручных объектов, обнаруженных на территории завода. Но, пожалуй, самым ярким художественным высказыванием того года стал мурал Mary Артема Стефанова. На фасаде здания он разместил графическое изображение Марии Магдалины, окруженной эффектом осыпавшейся старой фрески — смелое решение, поскольку в 2015 году использование цифровой графики в мурализме еще не было мейнстримом.

2023

В прошлом году возродившийся после долгой паузы фестиваль прошел уже на берегу реки Дубны. Outline сотрясали звуки «Микрорейва» — грандиозной вечеринки в стиле техно на одной из заброшенных локаций фестиваля. Команда SHUM поместила инсталляцию в колодец, окружив пространство музыкой и светом. Еще одно исследование природы — лесной чащи, реки — предложило независимое объединение художников. В работе Vodopoy зритель видел своего рода зеркальную лесную гостиную, побуждающую к медитации и созерцанию. Также сильное впечатление произвела коллаборация команды radugadesign и азербайджанского художника Орхана Маммадова. В качестве арт-объекта для экспериментов они выбрали восточный ковер, на который проецировалась генеративная графика.

2024

Этим летом ожидается весьма разносторонняя, яркая и зрелищная художественная программа. Основная ее часть включает в себя восемь арт-работ российских и зарубежных художников. Трио PANTERRA (Кира Борисова, Павел Недостоев и Виктория Строй) покажет инсталляцию «Полярная руна: одинокий кран в бескрайнем поле». «Инсталляция предлагает зрителям погрузиться в размышления о постгуманистическом мире, где границы между человеком и машиной становятся все более размытыми. Мы задаем важные вопросы: где проходит грань между созданием и создателем? Инсталляция выступает ареной для исследования новых этических и философских вопросов, возникающих на стыке человека и технологии», — говорят авторы.

Также будут представлены три объекта арт-группы Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов), которые также демонстрировались в европейских галереях. Концептуальная инсталляция POST CARGO команды REDKEDS отсылает к символам капитализма: «Вся наша работа — это прыжок в бездну неизвестности. Мы черпаем вдохновение в настоящем, зарываемся в глубину и находим креатив там, где, на первый взгляд, его не может быть».

Татьяна Луданик в своей инсталляции Raven обратилась к поэзии японского поэта Мацуо Басе, изобразив медленно тлеющее дерево, с кроной из дыма и белым вороном, сидящим на ветви. Другая художница — Мари Элис Вольфцан — в работе Lost Higway исследует зону между реальностью и вымыслом. Время, идеология, фольклор и вера — главные темы в ее документальных, экспериментальных и повествовательных фильмах, а также в световых и художественных инсталляциях. А художник Виктор Поляков представит шесть резервуаров с водой, образующих концентрические волновые колебания.

Команда SHUM при поддержке thehug.xyz покажет выставку работ цифровых художников со всего мира в формате «мягкого кинотеатра». Художники утверждают, что через призму аудиовизуальных форм и технологий они трансформируют пространство и генерируют цифровое искусство. И наконец, культовая световая группа SILA SVETA приглашает в мир «Световой мамы» — в аудиовизуальную инсталляцию, символизирующую материнское лоно, в котором зритель должен почувствовать процесс рождения.

Фото: пресс-служба фестиваля Outline

Помимо основной части, в художественном блоке фестиваля можно увидеть ряд авторских работ победителей открытого конкурса среди художников и студий. Из 210 заявок жюри выбрало 22. Среди них — проекты, посвященные идеям телесности, механике и даже небу над Аустерлицем из «Войны и мира». Общая задача художников, конечно, заключается в том, чтобы создать работы, которые откликнутся зрителю и заставят его рефлексировать.

Автор: Надежда Травина