Суд решил, что фигуранты дела режиссер Кирилл Серебренников и бывший гендиректор «Платформы» Юрий Итин создали «преступную группу», чтобы похитить деньги из бюджета в 2011-2014 годах. Позже к ним присоединился экс-генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский.

«Серебренников осуществлял общее руководство всех членов группы и принял меры по сокрытию хищения», — говорится в приговоре. В частности, режиссер давал указания Итину и Малобродскому перевести средства со счета «Седьмой студии» подрядчикам студии, которые не знали о происходящем преступлении, а затем эти деньги были обналичены, считает судья Олеся Менделеева.

Еще одна фигурантка дела, бывшая сотрудница Минкульта Софья Апфельбаум, согласно приговору, «не была осведомлена о преступном характере происходящего» и подготовила подписание отчета для перевода средств «Седьмой студии».

В итоге Серебренникова, Малобродского и Итина признали виновными в мошенничестве в особо крупном размере, Софью Апфельбаум — в халатности. Никто из них вину не признал. Однако суд пришел к выводу, что вина фигурантов дела подтверждается показаниями свидетелей, в том числе бывшего главного бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой. Расследование в отношении нее ведется отдельно, она единственная, кто признал вину.

Назначенное наказание:

  • Кирилл Серебренников — три года условно, штраф 800 тысяч рублей. Три года испытательный срок, режиссер должен не менять место жительства и встать на учет;
  • Алексей Малобродский — два года условно, штраф 200 тысяч рублей. На протяжении двух лет ему запрещено работать в государственных учреждениях;
  • Юрий Итин — три года условного срока, штраф 200 тысяч рублей. Он не может работать в госучреждениях три года;
  • Софья Апфельбаум — штраф 100 тысяч рублей, от уплаты освобождается.

Адвокаты планируют обжаловать приговор. Ранее прокуратура просила суд приговорить Серебренникова к шести годам лишения свободы, Малобродского к пяти годам колонии, Итина и Апфельбаум — к четырем годам; всем им были запрошены крупные штрафы.

Что происходило у суда:

Перед заседанием к зданию Мещанского суда пришли десятки людей. Среди них были деятели культуры, в том числе актер Марк Рудинштейн, писатели Александр Архангельский и Дмитрий Быков, музыканты Роман Билык (Рома Зверь) и Оксимирон, который накануне призвал своих подписчиков прийти на оглашение приговора.


Кирилла Серебренникова у суда встретили аплодисментами. Он приехал без вещей в отличие от другого обвиняемого Алексея Малобродского.


Затем, пока судья зачитывала приговор, люди на улице аплодировали так, чтобы в зале их было слышно.


Кроме группы поддержки фигурантов дела, к суду пришли несколько девушек в футболках с надписью «ОБНАЛ = УКРАЛ». Они не смогли объяснить журналистам «Дождя», какую организацию или движение представляют. «Снобу» девушки заявили, что представляют «Молодую гвардию».


В других городах прошли акции поддержки обвиняемых. В Новосибирске местный житель встал в одинчный пикет, в Берлине несколько человек собрались у посольства России.

О деле «Седьмой студии»:

Резонансное дело «Седьмой студии» началось с обысков и задержаний в мае 2017 года. Сначала фигурантов дела обвинили в хищении 133 миллионов рублей из бюджета, затем сторона обвинения уменьшила сумму ущерба до почти 129 миллионов рублей.

Как отмечает «Коммерсантъ», за последние три года по делу прошло более 90 судебных заседаний и три комплексные экспертизы, в последней из которых нашли ошибки. В поддержку фигурантов дела выступили более пяти тысяч деятелей театра, культуры и искусства, а также правозащитники, политики и активисты.

В свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что дело Серебренникова является поводом, чтобы «тщательно проанализировать то, как осуществляется расходование государственных средств в учреждениях культуры». При этом он отметил, что в Кремле не чувствуют общественного напряжения вокруг этого дела.

Министерство культуры России занимается разработкой мер для исключения ситуаций, подобных делу «Седьмой студии», заявила глава Минкульта Ольга Любимова. Она отметила, что эти меры позволят избежать «трагических сюжетов, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами».