Панно Марка Шагала из цикла «Введение в еврейский театр»

Фото: Катерина Кукушкина

«Шалом» считает себя прямым наследником и продолжателем идей знаменитого ГОСЕТа. Его история начинается в 1919 году. Тогда в Петрограде при театральном отделе Наркомпроса была создана еврейская студия. Дальше развитие ГОСЕТа связано уже с Москвой, куда театр переехал по постановлению Анатолия Луначарского. Отсчет сезонов начинается с 1 января 1921 года — в этот день официально началась сценическая история Государственного еврейского театра в Москве. 

В первом помещении театра в Большом Чернышевском переулке (ныне — Вознесенском), 12, был показан спектакль «Вечер Шолом-Алейхема», его оформил легендарный Марк Шагал. Шагал тогда  расписал  и помещение театра. Самое большое и известное его декоративное панно того времени называется «Введение в еврейский театр». Подлинник картины хранится сегодня в Третьяковской галерее, а специально для выставки сделали ее копию.

Так ГОСЕТ становился неотъемлемой частью авангардного искусства в период его расцвета, транслировал язык авангарда, а еще — уходящую эстетику штетлов, еврейских местечек Восточной Европы, лирическое обаяние которых в своей узнаваемой, летящей манере и изобразил Шагал. 

Кресло и стол Соломона Михоэлса

Это самый ценный экспонат выставки, так как представлен подлинник, уникальный артефакт. В «Шаломе» хранится рабочий стол и кресло, за которыми сидел великий актер Соломон Михоэлс, прославивший ГОСЕТ. Над столом около репринтных старинных афиш театра висит позолоченная корона: она отсылает к вершинной трагической роли актера — «Королю Лиру». В записи слышна и колыбельная из спектакля, ее Лир — Михоэлс пел своей Корделии на идиш. 

Трагедию Шекспира Михоэлс в 1935 году играл как библейскую легенду. Спектакль был притчей: Лир был не только воплощением силы и королевской власти, но и источником жизненной мудрости, а трагедия заставляла его пересмотреть свои авторитарные взгляды. Актер выходил на сцену в парике и гриме, напоминающих образ древнего пророка. Художником-оформителем постановки и создателем портретного грима выступил знаменитый Александр Тышлер. 

Соломон Михоэлс вел за собой театр до своей трагической гибели — он был убит в 1948 году. После его смерти в 1949 году ГОСЕТ был закрыт и расформирован.

Макет декорации

Фото: Катерина Кукушкина

На выставке представлен макет декораций к спектаклю «Колдунья», поставленному в 1922 году по пьесе Абрама Гольдфадена. Оформлением занимался художник Исаак Рабинович. Судьба этого художника, которого пригласили работать в ГОСЕТ, интересна сама по себе. Он начинал карьеру с написания торговых вывесок, а под конец жизни создавал монументальные мозаики в московском метро. В 1920-е годы многие видные художники приходили в театр как в перспективное пространство для творческого самовыражения. Кубообразные угловатые формы театральных декораций с лестницами, мостиками, площадками, «приборами для игры» называли тогда «живым конструктивизмом». Опыты Исаака Рабиновича предшествовали вершинам конструктивизма, каким мы его знаем по постановкам театрального революционера Всеволода Мейерхольда и картинам авангардистов Натана Альтмана и Роберта Фалька. Макет был восстановлен к недавней выставке Еврейского музея «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». 

Фотогалерея

Фото: Катерина Кукушкина

На выставке представлены копии фотографий спектаклей и артистов ГОСЕТа, театра, который за прерывистый век своего существования играл на трех языках: на идише, иврите и русском. При взгляде на эти фотопортреты становится очевидным, каким острым и гротескным был стиль театра в 1920-е годы. Густой грим изменял лица актеров до неузнаваемости, а характерным жанром считался «трагический карнавал». Хитом стал спектакль Алексея Грановского «Колдунья», в котором главную женскую роль играл… Вениамин Зускин. Впоследствии он сыграет шута в визитной карточке ГОСЕТа, «Короле Лире», и про него, сына портного из Паневежиса, скажут: «Он — сердце еврейского народа». 

Интересно, что в фотогалерее представлены и копии уникальных снимков из архива старейшего на сегодня артиста театра «Шалом» Геннадия Абрамова, который поступал еще в МЕДА (Московский еврейский драматический ансамбль), так называлась труппа после ГОСЕТа — перед «Шаломом». Остальные фотоснимки хранятся в Театральном музее им. Бахрушина и в архиве московского Еврейского музея и центра толерантности. 

Аудиоинсталляция

Фото: Катерина Кукушкина

Вдоль окон фойе расположилась портретная галерея художественных руководителей ГОСЕТа-«Шалома» за все время существования театра: Соломона Михоэлса, Вениамина Зускина, Беньямина Шварцера, Феликса Бермана, Иосифа Рыклина, Якова Губенко, Александра Левенбука. Их графические портреты создал художник-график Владимир Тян, они расположены в проеме окон. А на подоконниках у каждого портрета можно снять трубку со старинного телефонного аппарата и перенестись на несколько десятилетий в прошлое: руководители театра говорят о его принципах и идеях. Аудиально представлены их яркие высказывания о театре, а на экспликациях можно ознакомиться с их биографиями.

Так, именно к Беньямину Шварцеру актеры после разгрома ГОСЕТа, в 1960-х годах, обратились с идеей создания передвижной еврейской труппы, которая и возобновилась при Москонцерте, чтобы в дальнейшем перерасти в «Шалом». Шварцер говорил о зрителях того времени: «К нам идут, даже не зная ни слова на идиш». А Левенбук, к примеру, напоминает о том, как возникло современное название театра: «Шалом — это пожелание мира». 

Любопытно, что голосами исторических личностей в аудиоинсталляции стали знаковые деятели сегодняшней культуры — художественные руководители московских театров:  Антон Гетьман («Новая Опера»), Константин Райкин («Сатирикон»), Марк Розовский («У Никитских ворот»), Геннадий Хазанов (Театр эстрады), Борис Юхананов («Электротеатр Станиславский»), Игорь Золотовицкий (Школа-студия МХАТ), Олег Липовецкий («Шалом»). Такая преемственность словно протягивает ниточку — из прошлого в будущее. 

Выставка открыта до декабря 2024 года.

Автор: Елизавета Авдошина