Город на сцене, спектакль в бассейне и фольклорный перформанс. Как живут экспериментальные театры в регионах
Каждый год фестиваль «Золотая Маска» привозит в Москву самые важные события театрального сезона. Треть афиши этого года — проекты независимых театров. «Сноб» выбрал самые интересные из них
Театральная площадка MOÑ, Казань
MOÑ в переводе с татарского — «щемящее чувство грусти». Театральный проект получил название от своего первого спектакля, где артисты на татарском и русском языках пытались договориться об общей культурной программе. Это и стало культурным кредо проекта: развитие национального театра и изменение роли зрителя, который может быть и автором, и непосредственным участником спектаклей.
Хотя спектаклями это можно назвать очень условно. MOÑ средствами театра предлагает менять окружающую реальность, делать видимыми не самые очевидные проблемы и явления. Так, к примеру, в спектакле-игре «Децентрализация» на полу — огромная карта города. Зрителей объединяют в группы и закрепляют за ними районы. Задача игры — перераспределить институции центрального района по городу так, чтобы оптимизировать и улучшить качество жизни всего сообщества. Отдать свободное место под парковку или центр реабилитации бездомных животных? Под супермаркет или пункт переработки отходов? Тут уже не расслабишься в удобном кресле — нужно отстаивать свои идеи, решая очень конкретные, а не иллюзорно театральные задачи. Спектакль «Чын татар» предлагает зрителям через личные истории молодых людей, считающих себя татарами, определить набор качеств «истинного татарина». В постановке «Педсовет» или танцевальном проекте «Невидимые» жительницы Казани старше 40 лет через танец заявляют о себе и своих желаниях, обычно скрытых за семейными обязательствами и бытовыми проблемами.
Проекты, в которых простые жители города без актерского образования выходят на сцену профессионального театра с личным высказыванием, называется «театр горожан». В MOÑ это отдельное направление со своими кураторами и лекциями, бесплатное участие в котором может принять любой житель города.
«Театр горожан» поддерживается грантами Министерства культуры, но большая часть проектов театральной площадки («Фестиваль лени», «День белого цветка» и другие) существует на самоокупаемости и за счет меценатов фонда «Живой город». О том, что это не просто терапия реальности, но и важные события театрального искусства, говорит хотя бы тот факт, что в программу фестиваля «Золотая Маска» этого года вошли сразу четыре проекта MOÑ.
Театральная компания «немхат», Пермь
В 2015 году режиссер Саша Шумилин организовал на базе Пермского государственного медицинского университета театральный кружок без каких-либо амбиций и оглядок на профсообщество. Со студентами-медиками в свободное от лекций время он исследовал новые формы театра. За пять лет любительский коллектив студентов оброс профессиональными артистами, поставил более 20 спектаклей и, став лидерами студенческого движения в области, в 2021 году вошел во внеконкурсную программу «Золотой Маски». Здания с колоннами и стабильного финансирования от этого, конечно, не появилось. Но «немхат» (принципиально с маленькой буквы) превратился в бренд.
Саша Шумилин и его команда заняли совершенно свободную и малоинтересную современному искусству нишу — студенческий театр. Именно поколению 20-летних с их планами на жизнь и концепциями мира «немхат» дал право на высказывание и предложил для этого нестандартные театральные формы. Основной аудиторией их проектов и одновременно участниками стали пермяки.
Следуя из названия, у «немхата» нет ничего, что есть у условного «мхата», финансируемого государством, — ни постоянного репертуара, ни труппы с именитыми артистами и режиссерами, ни своего помещения. Спектакль-беседу «Пока все дома» представляли в частной филармонии, спектакль «Пермское море» — в бассейне, спектакль-оперу «Улетают птицы» о вымирающих коми-пермяцких диалектах — в ботаническом саду. Условный штат «немхата» — куратор, продюсер, директор и техдиректор. Команда перформеров набирается для каждого проекта отдельно, каждый — на самоокупаемости за счет продажи билетов или на редких государственных грантах.
Одна из главных идей команды — отказ от театра как культуры потребления и развлечения в пользу создания специфической среды, где зритель также активен и важен, как исполнитель. Местом действия становится выбранная площадка. Свободное перемещение зрителя по ней сопровождается звуком в наушниках. В привезенном на «Маску» этого года «Пермском море» десять перформеров плавают в бассейне по определенной траектории, еще десять находятся с микрофонами на берегу. Зрители свободно передвигаются по трибунам и вокруг бассейна в наушниках, слушая истории студентов-медиков о том, почему они хотят или не хотят уехать из Перми. Записанные заранее голоса и вид плавающих здесь и сейчас людей соединяется в моменте, когда перформеры подплывают к микрофонам и зритель слышит их долгое прерывистое от физической нагрузки дыхание.
Важная идея «немхата» — антиэлитарность. Не имеет значения точность хореографии пластического спектакля «Я танцую, пока ты смотришь на меня». Ценен спонтанный и непредсказуемый опыт перформеров, которые танцуют под свои любимые треки и опыт наблюдающих (с неловкостью, сочувствием, удовольствием) зрителей. Не имеет значения интеллектуальный уровень беседы в спектакле-соучастии «Пока все дома», когда восемь перформеров и столько же зрителей («гостей») собираются за накрытым столом и разговаривают на темы, которые появляются в чате мессенджера.
Так устроены почти все спектакли «немхата». Главное в них — связь сценической истории с естественными условиями.
Лаборатория современного искусства LAB4DRAM, Новосибирск
«Мы растеряны.
Мы не понимаем настоящее.
У нас нет концепции будущего.
Мы в подвале и не делаем вид, что мы НЕ В ПОДВАЛЕ».
Так начинается манифест Лаборатории современного искусства, расположенной в самом центре Новосибирска, в небольшом подвале жилого дома. В 2019 году ее создали выпускники Мастерской Крикливого и Панькова (Новосибирский театральный институт), не пожелавшие после выпуска навсегда расходиться по разным театрам. По театрам, правда, им все равно пришлось разойтись, чтобы хоть где-то зарабатывать — единственная в городе независимая площадка финансируется только ее создателями.
Студенты-авантюристы арендовали подвал напротив кукольного театра, сломали стены, выкрасили зал в черный и белый цвета. Здесь комфортно разместились читальный клуб с библиотекой (книги бесплатно присылают московские центры современного искусства «Гараж», No kidding press и фонд VAC), общая гостиная, одна на всех гримерка, фойе с туалетами и гардеробом. Там же существует школа-студия «Инклюзион» для детей с особенными потребностями. И теперь этот подвал — эпицентр авангардного искусства в городе.
Идейный вдохновитель Лаборатории — молодой режиссер, перформер и художница Полина Кардымон. На фестивале «Золотая Маска» в этом году показали самую известную ее работу — фольклорный перформанс «Сыра земля. Коромысли. Глава 2». Лаборатория — принципиально не театр, хотя в репертуаре есть несколько спектаклей в привычном смысле этого слова (к примеру, спектакль самой Кардымон «Служанки»). Главная ценность этой компании — междисциплинарность. Здесь проходят «Перфодни», в рамках которых любой молодой артист, художник, перформер, режиссер может представить свои работы.
В Лаборатории нет художественного руководства и самоцензуры, нет репертуарных планов и обязательств. Все построено на горизонтальных связях, когда каждый делает то, что хочет, и помогает другим, чем может. За каждый проект отвечает куратор, который при необходимости и пол помоет перед началом, и в гардеробе поработает. На все проекты продаются билеты и есть возможность перевести пожертвование, но этого с трудом хватает на аренду. Получить грант можно только на проверенный проект или хотя бы на замысел с очевидным результатом, а для создателей LAB4DRAM принципиально важна свобода от конечной цели. И еще свобода от иерархии — в компании резидентов человек 15, никто никем не руководит. У каждого, кто предлагает свой проект, есть право на ошибку, на полный провал, и нет страха последующей критики, увольнения, насмешки. Именно за этой свободой высказывания и полным принятием и поддержкой среды после работы в гостеатрах резиденты сюда и приходят. Лаборатория дает возможность искать и проверять любой замысел без оглядки на заказ. И зрители приходят сюда за искусством без границ, без дидактики и пафоса.
Опыт независимых театральных компаний показывает, что для создания уникальной среды, взаимного поиска театра и зрителя, открытия нового требуются только смелость, открытость, чуткость к себе и реальности вокруг. Их проекты позволяют перформерам и зрителям без цеховых ярлыков, безопасно и честно наблюдать за собой, делиться этим наблюдением с миром и видеть в нем ответные перемены.
Подготовила Мила Денёва