Кадр из фильма «Небо над Берлином»
Кадр из фильма «Небо над Берлином» Фото: Argos Films

Одним абзацем

«Небо над Берлином» Вима Вендерса — это плод европейского интеллектуального кино второй половины XX века, поиски смысла жизни после Второй мировой войны. Эстетически Вендерс вдохновлялся движением документального кино cinema vérité и кино отчуждения Микеланджело Антониони, чтобы показать отчаяние немецкого общества через мысли случайных прохожих и ангела Дамиэля, живущего в бесчувственном черно-белом мире. Выхода из мира отчаяния два — искусство и любовь.

Подробно

«Небо над Берлином» — один из тех запутанных фильмов, который благодаря усилиям исследователей кино стал популярным. Где-то рядом с ним стоит «Восемь с половиной» (1963) Федерико Феллини и «Малхолланд Драйв» (2001) Дэвида Линча — картины, более или менее успешно нащупывающие новый язык и смыслы. Произведение Вендерса очень тяжело анализировать, потому что оно богато культурно и эстетически. Вендерс за два часа и десять минут рисует портрет Берлина конца 1980-х и рассказывает две большие истории: немецкой нации, переживающей последствия Второй мировой войны, и ангела Дамиэля (Бруно Ганц), променявшего вечность на земную любовь.

Чтобы понять эстетику картин Вима Вендерса, надо обратиться к истокам его творчества. Хотя его относят к многочисленным режиссерам немецкой новой волны (Райнер Вернер Фассбиндер, Фолькер Шлёндорф, Маргарете фон Тротта, Вернер Херцог), Вендерс впитал в себя лучшее от французских, американских и итальянских интеллектуалов 1960-х годов. Его визуальную эстетику определил Микеланджело Антониони, мастер кино отчуждения и чувственной изоляции. В своих работах он осмысляет интеллектуальный послевоенный кризис, когда любое высказывание кажется бессмысленным и не актуальным. Мир для него почти пуст: среди выжившей природы и поэзии нет места разрушенному человеку с обломками его былых эмоций. Для репрезентации опустошенности человека Антониони отказался от событий, драматизма («Путешествие») и почти всех переживаний («Красная пустыня»), чтобы показать миру новую реальность, где между железных зданий, развалин, заводов и складов бродят одиночества. Эту эстетику Антониони перенял Вендерс, только его герои более удачливы и чаще находят выход из духовного тупика.

Кадр из фильма «Небо над Берлином»
Кадр из фильма «Небо над Берлином» Фото: Argos Films

В 1978 году режиссер переехал в США, где прожил восемь лет. Плодом этих лет стал шедевр «Париж, Техас» (1984), награжденный «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля. По сюжету одинокий мужчина спустя четыре года беспамятства отправляется на поиски своей жены, чтобы наконец-то поговорить с ней о произошедшей катастрофе. Если герои Антониони спускаются по спирали отчаяния к самому дну, то у Вендерса они, наоборот, выбираются на поверхность. 

В «Небе над Берлином» два ангела, Дамиэль и Кассиэль (Отто Зандер), бродят по западной части немецкой столицы и слушают мысли людей, которые думают о бывших и нынешних партнерах, родителях, друзьях и деньгах. Видят ангелов только дети, но контактировать ни с кем посланники божьи не могут, они могут лишь слушать и наблюдать. Их черно-белый мир без радости и печали изредка освещается чувствами, не обязательно счастливыми, но только они окрашивают изображение в цвета.

Западный Берлин Вендерса — город пустынный и грязный. Ангелы чаще всего гуляют около нынешнего района Потсдамер-платц, где на месте высоток раньше стояла только стена вместе с ларьком по продаже сосисок с карри (или же currywurst). Берлинское блюдо карривурст, как и стена, напоминает о Второй мировой войне, которую немцы предпочитают не вспоминать. Снимая город, режиссер подражает стилю движения документального кино cinema vérité. Они выходили снимать на улицы, расспрашивали людей о насущных проблемах (Вендерс так же проникает в головы прохожих) или подглядывали за ними через спрятанную камеру. До Вима Вендерса похожее кино сняли в 1960 году режиссеры «Гневного ока» Бен Мэддоу, Сидни Майерс, Джозеф Стрик, которые наложили хроникальные кадры жизни Лос-Анджелеса на закадровый монолог разведенной женщины. В итоге у них получился образ не конкретного человека, а целой нации, тихо переживающей кризис. Так же поступил и Вим Вендерс, только он снял игровое кино, привнеся порядок в хаотичное.

Кадр из фильма «Небо над Берлином»
Кадр из фильма «Небо над Берлином» Фото: Argos Films

В «Небе над Берлином» кроме ангелов есть эпизодические персонажи (например, совершающий суицид мужчина) и трое особо важных для режиссера героев: это писатель Гомер (Курт Буа), режиссер Питер Фальк (в роли самого себя) и циркачка Марион (Сольвейг Доммартин). Все они связаны с линией интеллектуальных поисков, ведь они могут почувствовать присутствие ангелов и раскрасить их черно-белый мир. Через фигуры писателя и режиссера Вим Вендерс дает надежду на то, что искусство может спасти человечество от отчаяния. Сильнее интеллектуального и поэтического — только любовь, ради которой Дамиэль отказывается от вечной жизни. Как только он спускается в земной мир, эстетика кадра сразу меняется: улицы наполняются людьми, камера больше не панорамирует, а бодро следует за счастливым героем. Вендерс повторяет историю любви из «Парижа, Техаса» в «Небе над Берлином», расширяя ее с формата личной истории до истории всего человечества.