
И зритель, и творец: TŌMO — галерея и мастерская

Все, везде и сразу
Пространство TŌMO можно смело назвать многофункциональным. При этом в нем нет ничего лишнего. Оно четко разделено на две зоны — галерейную и мастерские. Так, в одном из двух залов находятся мастерские, где можно заниматься керамикой полного цикла — для этого здесь есть весь инструментарий и необходимое оборудование, в том числе печь объемом 90 литров. Одновременно в мастерской может работать 16–18 человек, рассказала «Снобу» основательница TŌMO Мария Хомутова.
«Мастерские работают по расписанию: мы предлагаем занятия как для взрослых, так и для детей с участием педагога. Помимо керамики, у нас можно заниматься скульптурой, современной живописью, набросками с натуры и конструированием. Иногда мастерские трансформируются в лекторий. Летом, например, мы провели серию бесплатных лекций под кураторством masters. Лекторий вмещает 25–30 человек», — объяснила собеседница «Сноба».
А вот другой зал выполняет роль выставочного. TŌMO сотрудничает с 13 керамистами и скульпторами. Их работы продаются, так что пространство уже заявляет о себе как об игроке арт-рынка. По словам Марии Хомутовой, передача прав и эксклюзивные условия пока не в приоритете, но, возможно, с нового года концептуальное пространство предложит такие условия отдельным художникам.
Первым крупным проектом после открытия TŌMO для широкой публики стала выставка «Феномен» — соло-проект художника Виктора Решетникова. Автор создает скульптуру, панно и различные инсталляции, а его работы хранятся в фонде Международного центра керамики в южнокорейском городе Ичхон.
«Виктор Решетников — мастер керамики в полном смысле слова. Его средства и техники, приемы моделировки формы указывают на широкий ремесленный инструментарий и связаны с разными видами глины: фаянсом, глиной низкотемпературного обжига, клинкером, фарфором», — поделился со «Снобом» куратор проекта Алексей Масляев.
Немногословность, но многослойность
Выставка «Феномен» для пространства TŌMO — не «керамика ради керамики». По замыслу куратора Алексея Масляева, она делает акцент на нестандартных способах работы с керамикой и, главное, на новых подходах к ее интерпретации. Это отвечает общей концепции пространства и первостепенной задаче TŌMO — популяризации керамики в арт-среде.
«При близком рассмотрении работ зритель обнаруживает природность керамического медиума и рукотворность предметов. В вырезах, горловинах, полостях и сечениях керамика имеет особую тактильность. Ее рельефность и шероховатость говорит о естественности материала и ориентирует на чувственное переживание», — объясняет Алексей Масляев.

По словам Масляева, выбор произведений для выставки был обусловлен тремя ключевыми критериями. Рациональная составляющая отбора связана с доступностью работ, концептуальная заключается в принадлежности отдельных предметов заданной тематической рамке, а третья, эстетическая, определяет гармоничность отношений предметов между собой и с окружающим пространством.
Виктор Решетников идет, можно сказать, от противного — от содержания, а не от пластики. Художник ломает стереотипы о том, как работает глина, освобождая керамические объекты от традиционных форм. Как рассказал автор «Снобу», по большей части его волнует тема формообразования и природных элементов, причем не копирование, а именно их дальнейшая переработка и обработка.
«Форма — это уже содержание. Звук — тоже содержание. Недаром основой всех керамических ваз античной Греции является форма яйца, а в китайских вазах — завязь плодов сливы. Разные виды глины несут в себе определенное звучание, подобно тому, как разные музыкальные инструменты создают свое уникальное звучание. Геометрия: шар, квадрат, треугольник, линия — все это для меня имеет большое значение. Мне интересны методы комбинирования, технология литья, набивка в гипсовую форму и свободное формообразование», — объяснил собеседник «Сноба».

Совсем скоро TŌMO представит публике новый проект, раскрывающий многогранность керамики как медиума, — выставка «Феномен» открыта до 10 ноября. Всего Мария Хомутова планирует проводить не более четырех выставок в год, а участники проектов будут отбираться на конкурсной основе. Уже сейчас открыт конкурс на участие в предновогодней ярмарке, темой станет природа зимнего леса и магия, которая его окружает — маркет будет курировать художница-керамистка Татьяна Пунанс. Еще один open-call ждет художников уже к 2025 году — по его результатам TŌMO выберет керамистов, которые смогут бесплатно работать в пространстве.
Автор: Катерина Алабина