«Идеи авангарда в России были рождены, как Афина из головы Зевса». Зельфира Трегулова и итальянский критик Франческо Бонами открыли новую выставку в «ГЭС-2»
20 июня в «ГЭС-2» открылась выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до "ГЭС-2"», посвященная искусству ХХ века. Кураторами проекта стали искусствовед, бывший директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и итальянский художественный критик, куратор 50-й Венецианской биеннале Франческо Бонами.
«Идея выставки пришла ко мне, когда пространство "ГЭС-2" только открылось. Посетив его, я увидел, как люди с ним взаимодействуют. Подумал о “Черном море” Айвазовского, и ко мне пришла мысль сделать проект об истории российского искусства и о том, как оно менялось», — признался Франческо Бонами.
По словам Зельфиры Трегуловой, цель проекта — показать, как самое прорывное художественное произведение ХХ века — «Черный квадрат» Казимира Малевича — повлияло на художников и искусство ХХ века. Экспозиция состоит из 12 разделов: «Пролог», «На пути к «Черному квадрату», «От изображения к чистому цвету», «Цветопись», «Город», «Конструкция», «Символ и жест», «Интерлюдия», «Человек», «Игра с квадратом», «Минимализм и оп-арт», «Пространство жизни и искусства».
Главный объект выставки, ожидаемо, Квадрат. В нем кураторы видят продолжение метафизической линии искусства конца XIX — начала ХХ века. Всего, по словам программного директора Дома культуры «ГЭС-2» Алисы Прудниковой, здесь представлено около 270 объектов этой геометрической фигуры.
Экспозиция начинается с «Черного квадрата» Малевича и «Черного моря» Ивана Айвазовского — так кураторы показывают преемственность поколений авторов. «Мы начинаем с самых удивительных философских метафизических работ этих художников, чтобы показать, что идеи авангарда в России возникли не под влиянием французских художников, а были рождены как Афина из головы Зевса», — отметила Зельфира Трегулова.
Малевич развивал тему кубизма Пабло Пикассо, поэтому в проекте представлены и его картины. Здесь же показана работа Александра Родченко «Черное на черном» в ответ на «Белое на Белом» Малевича. Рядом находится «Тектоника Малевича» Захи Хадид, которую она представила в качестве дипломной работы в 1977 году. Рядом соседствует произведение самого автора «Черного квадрата» — «Авиатор».