Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до
Экспозиция выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до "ГЭС-2"» Фото здесь и далее: пресс-служба Дома культуры «ГЭС-2»

20 июня в «ГЭС-2» открылась выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до "ГЭС-2"», посвященная искусству ХХ века. Кураторами проекта стали искусствовед,  бывший директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и итальянский художественный критик, куратор 50-й Венецианской биеннале Франческо Бонами. 

«Идея выставки пришла ко мне, когда пространство "ГЭС-2" только открылось. Посетив его, я увидел, как люди с ним взаимодействуют. Подумал о “Черном море” Айвазовского, и ко мне пришла мысль сделать проект об истории российского искусства и о том, как оно менялось», — признался Франческо Бонами.

По словам Зельфиры Трегуловой, цель проекта — показать, как самое прорывное художественное произведение ХХ века — «Черный квадрат» Казимира Малевича — повлияло на художников и искусство ХХ века. Экспозиция состоит из 12 разделов: «Пролог», «На пути к «Черному квадрату», «От изображения к чистому цвету», «Цветопись», «Город», «Конструкция», «Символ и жест», «Интерлюдия», «Человек», «Игра с квадратом», «Минимализм и оп-арт», «Пространство жизни и искусства». 

Главный объект выставки, ожидаемо, Квадрат. В нем кураторы видят продолжение метафизической линии искусства конца XIX — начала ХХ века. Всего, по словам программного директора Дома культуры «ГЭС-2» Алисы Прудниковой, здесь представлено около 270 объектов этой геометрической фигуры.

Экспозиция начинается с «Черного квадрата» Малевича и «Черного моря» Ивана Айвазовского — так кураторы показывают преемственность поколений авторов. «Мы начинаем с самых удивительных философских метафизических работ этих художников, чтобы показать, что идеи авангарда в России возникли не под влиянием французских художников, а были рождены как Афина из головы Зевса», — отметила Зельфира Трегулова.

Малевич развивал тему кубизма Пабло Пикассо, поэтому в проекте представлены и его картины. Здесь же показана работа Александра Родченко «Черное на черном» в ответ на «Белое на Белом» Малевича. Рядом находится «Тектоника Малевича» Захи Хадид, которую она представила в качестве дипломной работы в 1977 году. Рядом соседствует произведение самого автора «Черного квадрата» — «Авиатор».

Авангардисты любили работать с городским пространством. Этот факт не обошли вниманием и кураторы нового проекта. «Выставка построена весьма необычно. И этим мы обязаны архитектору Евгению Ассу, который ее структурировал. В отличие от других проектов, экспозиция построена по линиям, которые напоминают улицы. Тема города, площади — одна из главных тем выставки», — рассказала Зельфира Трегулова.

Франческо Бонами добавил, что на выставке нет замкнутых пространств. Есть разные направления, по которым может двигаться каждый посетитель и таким образом сам выбирать свой собственный маршрут.

Городскую тему поддерживают работы Ольги Розановой «Пожар в городе», Михаила Ле-Дантю «Поворот автомобиля», Василия Кандинского «Импровизация», Эрика Булатова «Черная дверь».  

Художники много размышляют о жилище. В центре одного из залов находится арт-объект «Сарай» от московского архитектурного бюро «Меганом». Изначально его придумали в нулевых годах для арт-парка Никола-Ленивец в качестве светильника. Для этой выставки объект специально воссоздали с нуля. 

Жилище в своих работах изображают художники Александр Дейнека («Текстильщицы»), Михаил Рогинский («Коммунальная кухня»).

Всего в проекте представлены работы художников ХХ века из более 30 государственных и частных коллекций со всего мира. В рамках экспозиции представлены и две инсталляции: работа Владимира Селезнева «Метрополис», представляющая собой светящийся город из мусора, и проект Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее, или Музыка воды».

Выставка продлится до 27 октября.

Подготовила Ирина Филиппова