Иллюзорная реальность. О премьере «Пиковой дамы» в Театре на Таганке
При первом же взгляде на сцену (художник Николай Симонов) возникает ощущение, что действие происходит в помещении больницы: выложенные белым кафелем стены, над которыми видна галерея с витражными окнами, одиноко стоящее мутное зеркало, два ряда черных столов со стульями — все пространство окутано полумраком. Эта декорация станет одновременно и салоном для карточных игр, и опочивальней старой графини (Ирина Апексимова), и похоронным залом, и танцевальной площадкой.
Группа мужчин в черных костюмах оккупирует карточные столы: они вальяжно переходят с места на место, пьют водку из пластиковых стаканчиков, всем своим видом демонстрируя непринужденность и раскованность. Среди них выделяются трое: Томский (Филипп Котов), Сурин (Алексей Финаев-Николотов) и Герман (Александр Зарядин, играющий в паре с Павлом Комаровым). Трое друзей, беззлобно подшучивающих друг над другом. Надо отдать должное драматургу Ольге Никифоровой, которая мастерски вплела в текст Пушкина юмористические диалоги, отсылающие нас к современности. Рассказ Томского о своей старой тетке, владеющей секретом трех карт, превращается в полупьяную словесную перепалку. Ничто не предвещает, что фантастическая история о трех картах, способных обогатить любого, так прочно обоснуется в мозгу у немца Германа и в итоге сведет его с ума.
Остальные карточные игроки до поры до времени остаются в тени: кто эти мужчины в черном, сидящие за соседними столами, — загадка. В финале окажется, что они как раз и есть три искомых карты: Тройка (Максим Михалев), Семерка (Олег Соколов), Туз (Василий Уриевский). Надо сказать, что эти три ожившие карты — наименее удачно получившиеся «персонажи». Они проявляют себя только в финале, а до того их существование на сцене никак не объясняется.
Вообще загадочными тут можно назвать многих. Кто этот господин с рюкзаком за плечами, то и дело являющийся взору зрителей? В программке он обозначен как Юродивый (Никита Лучихин). Что ему нужно? Почему он периодически возит графиню в инвалидном кресле? То ли просто бомж, настойчиво требующий 7 рублей, то ли курьер из преисподней, преследующий старуху и поджидающий ее гибель.
Загадочен Томский, с бельмом на глазу, объясняющий его происхождение «легкой дисфункцией слезной железы». Он как будто наперед знает, чем закончится вся эта история, и подталкивает друзей на необдуманные шаги — серый кардинал, взирающий на все происходящее с изрядной долей цинизма. Под конец спектакля он вдруг процитирует Шекспира («Ричард III»): «У совести моей сто языков//И каждый о себе напоминает//И я во всех рассказах их злодей». Очевидно, что Томский возомнил себя вершителем судеб.
Загадочен Сурин: что скрывается за его напускной веселостью, за его бесконечными шутками и издевками, — наверняка и он «человек с двойным дном».
Загадочна Лиза (Александра Хованская), воспитанница графини, которая безропотно за ней следует. Равнодушная ко всему на свете, она вдруг открывается совсем с иной стороны. Ухаживания Германа она принимает за чистую монету, и это рождает в ней целый вихрь эмоций: жажду любви, страсти, полета. Она читает отрывки из письма Татьяны к Онегину и абсолютно преображается, даже внешне. Вместо серого невзрачного одеяния отправляется на бал в вызывающем желтом платье, скрывающем откровенный купальник. Лиза становится похожа на графиню в молодости, даже костюмы у них схожи (художник по костюмам Мария Данилова).