Интимные связи и психологические травмы. Что смотреть на 30-м кинофестивале «Святая Анна»
Ежегодно в Москве проходит кинофестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». «Сноб» рассказывает, зачем смотреть работы российских молодых авторов.
Зачем идти
Кинофестиваль «Святая Анна» — главный смотр студенческих фильмов в России. Именно на нем ученики и выпускники киношкол показывают свои короткометражные работы и учатся презентовать кино широкой публике. Такие мероприятия особенно важны для индустрии, которая постоянно ищет новые таланты. Поэтому у всех крупных кинофестивалей есть секция короткого метра, а на главный в мире смотр во французском Клермон-Ферране съезжаются любители малой формы со всей планеты.
За три десятилетия на «Святой Анне» показали тысячи произведений начинающих режиссеров. Некоторые из них вошли в историю: так первым лауреатом стал Тимур Бекмамбетов, в последующие годы награды получили Жора Крыжовников, Анна Меликян, Борис Хлебников, Нигина Сайфуллаева, Николай Хомерики, Александр Котт и Владимир Котт, Андрей Сильвестров и многие другие. Поэтому «Святая Анна» — это возможность познакомиться с будущими звездами, задать им свои вопросы после сеанса.
Что показывают
Так как на «Святой Анне» большинство из 131 фильма — это студенческие и курсовые работы, то в них отражаются чаяния молодого поколения. Среди частых картин об отношениях родителей и детей можно выделить два важных пласта кино об интимных связях и травмах.
Первую тему исследует ученик мастерской Ивана И. Твердовского Николай Коваленко. Его «Анна» про девушку, пережившую семейную катастрофу: она выжила после пожара, в котором умерли ее близкие. Сейчас она учится на архитектурном факультете, и хотя ей задали сделать макет многоэтажного здания, Анна строит дом из своего детства. В ленте Коваленко можно усмотреть влияние мастера, специализирующегося на семейных травмах, но лучше обратить внимание на авторский стиль, показывающий потенциал юного режиссера. В «Анне» гармонично смешиваются элементы нуара (ночные сцены с дождем), эстетика популярных клипов (драматизм, гиперболизация деталей) и приемы архитектурного кино, где декорации имеют также значимы, как и диалоги. Картину Николая Коваленко нельзя назвать идеальной с технической точки зрения, но его визуальный эксперимент — это стопроцентная удача.
Вторая тема интересно раскрывается в анимационной ленте «Красные щеки Маро» Мариам Жордании, взявшей приз на Большом фестивале мультфильмов. Будучи ребенком, девушка наткнулась на кино для взрослых, это оставило в ее психике глубокий след — став взрослой, она стесняется своего тела. Чтобы побороть свои страхи, Маро поступила на студию производства секс-видео. Там на съемочной площадке она встречает человека, рядом с которым ей хотелось бы раскрыться. Школа анимационного кино в России необычайно сильна. «Красные щеки Маро» — один из примеров потенциала молодых художников. Они не боятся касаться сложных тем, обыгрывая визуальными и звуковыми метафорами те аспекты фильма, которые могут показаться вызывающими.
Кроме показов также состоятся мастер-классы. 16 апреля в павильоне «Рабочий и Колхозница» на ВДНХ в 19:00 выступит режиссер сериала «Король и Шут» Рустам Мосафир.
Полное расписание всех мероприятий можно найти на официальном сайте.
Где смотреть
Показы «Святой Анны» проходят в Москве. Фильмы можно будет увидеть в кинотеатрах «Пионер», «Иллюзион», а также в кинозалах Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи и Московской Школы кино на Artplay.
Когда пройдет
С 14 по 19 апреля.
Подготовил Дмитрий Елагин