Искусство жить красиво. О чем писал первый отечественный глянец
Красота во всех ее проявлениях
«Красивая жизнь доступна не всем, но она все-таки существует. Она создает те особые ценности, которые станут когда-нибудь общим достоянием. Хотелось бы запечатлеть эти черточки русской жизни в прошлом, рисовать постепенно картину того, что есть сейчас, что осталось, как видоизменяется, подчеркнуть красивое в настоящем», — писал в первом номере «Столицы и усадьбы» издатель и главный редактор Владимир Крымов. Редакция сразу обозначила круг своих интересов. Она собиралась говорить исключительно о прекрасном и счастливом, оставив за рамками темы, о которых и без нее писали отечественные издания: «Вся политика, партийность, классовая рознь будут абсолютно чужды журналу».
На его страницах выходили статьи обо всем, что составляло образ прекрасной жизни 1910-х: живописи, литературе, театре, охоте, самых разных видах спорта, ювелирном искусстве, танцах, путешествиях. Авторы предпочитали не просто описательный стиль, а эмоциональный диалог. Часто здесь можно было встретить рецензии, фельетоны, эссе, просто размышления на какую-то тему и реальные, записанные редакцией разговоры с читателем.
В №8, например, вышел очаровательный материал о том, что такое «Фэшион» и как можно оставаться денди даже в старом поношенном платье. На его же страницах художник Лев Бакст рассуждал о современном искусстве, вопрошая, где оно находится, если мирискусники обращаются к прошлому, а футуристы смотрят в будущее: «Когда мы отучимся от этой гибельной манеры пренебрегать, презирать, а главное, не замечать минуту настоящую, сегодняшнюю минуту, которая и есть реальная жизнь!»
Живопись на обложке
Изобразительное искусство было темой, которая пронизывала каждый номер журнала. При этом оно деликатно оставалось фоном, ведь центральное место издатели отводили самой жизни в разных ее проявлениях. Глянец регулярно публиковал обзоры на книги об искусстве и освещал выставки. Постоянным его автором был историк искусства, библиограф и художественный критик Сергей Кондаков, из статей которого читатели узнавали о событиях объединения «Мир искусства», Союза русских художников, Товарищества передвижников и академических смотрах.
Каждую обложку «Столицы и усадьбы» украшала репродукция того или иного произведения. Одной из смелых работ, помещенных на ней, был «Вихрь» Филиппа Малявина, к моменту выхода журнала уже занявший место в Третьяковской галерее. Издание публиковало живопись Карла Брюллова, Николя Ланкре, Павла Федотова, Федора Бруни, Антуана Ватто, Якоба Йорданса, Франсуа Буше, Питера Пауля Рубенса. Появлялись на обложке «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова и «Ужин» Льва Бакста. Множество репродукций было напечатано и на внутренних страницах издания.
Кураторы выставки в Музее русского импрессионизма, изучавшие судьбу этих полотен, с сожалением констатировали, что многие из них не удалось разыскать. Тем не менее для экспозиции были собраны произведения из 31 города страны — они позволяют составить представление о том, что в русском искусстве волновало представителей той эпохи. В музее представлено почти 100 произведений из 44 государственных и 14 частных собраний.
Новости столицы и ностальгия по усадьбе
На страницах журнала регулярно писали о светской жизни Петербурга. Здесь можно было увидеть фотографии из роскошных квартир, прочитать репортажи с театральных событий, последние сплетни с балов и маскарадов, новости о свадьбах и помолвках, узнать о помощи петроградцам, раненным в боях Первой мировой войны. В номере часто содержалась какая-нибудь небольшая, но интригующая сенсация — история тайной любви великих особ или фоторепортаж из особняка театральной дивы.
Загородную жизнь редакция бережно документировала в текстах, фотографиях и произведениях современных художников, отводя ей первые страницы журнала и поэтизируя хрупкую, неопределенную судьбу имений. «Недавнее русской усадьбы, с ее своеобразной жизнью, уходит в прошлое. Меняется быстро и жизнь города, многое становится лучше, а иного жаль… Сколько погибло уже произведений искусства, вдохновения, человеческой мысли, благородных традиций, красивой старины в тех старых усадьбах, в домах, даже в отдельных предметах, которые разрушены уже временем или самим человеком», — обращался Владимир Крымов к читателям первого номера.
За пять лет издание запечатлело многие загородные имения европейской части Российской империи, их архитектуру и убранство, семейные истории хозяев и уклад их жизни, коллекции произведений искусства и красоту прилегающих к ним парков. Журнал смело рассуждал о сохранении старинных поместий, методах управления ими, упадке и рачительности владельцев и восхищался теми, кто хранит «весь дух былого помещичьего быта».
Романтика путешествий
Как истинный глянец, «Столица и усадьба» не оставляла без внимания тему путешествий и жизни зарубежья. «Одно из величайших удовольствий, доступных людям, — путешествие. Наиболее культурный народ, англичане, давно это знают и путешествуют больше, чем все остальные народы, вместе взятые. Не говоря о громадной пользе путешествий, пользе и духовной, и физической, и даже экономической — это прежде всего громадное удовольствие. Меньше всех путешествуем мы, русские. Иногда мы ездим, но почти никогда не путешествуем!» — писала редакция в 11-м номере.
Эту несправедливость журнал настойчиво исправлял, уделяя теме внутреннего и внешнего туризма немало места на своих страницах. Часто путешествовали отечественные художники, чьи живописные впечатления «Столица и усадьба» охотно публиковала. Читателю представляли их пейзажи, сделанные на отдыхе и во время поездок на зарубежные выставки, на репродукциях можно было увидеть буйное цветение Крыма и жаркое солнце Капри, хмурое очарование весеннего Пскова и контрасты промышленного Баку.
О жизни зарубежья ярко и эмоционально рассказывал в журнале Николай Брянчанинов, проживший за границей почти сорок лет. Он повидал множество стран, где изучал историю и религию: от Германии, Франции и Швейцарии до Палестины, Сирии и Ливана. Брянчанинов писал очерки о моде, гастрономии, охоте и других интересах иностранцев, издание печатало его рассказы из поездкок по всему миру. В одной из своих коротких заметок Брянчанинов рассказывал, например, как появился сэндвич. Так читатели узнали историю английского лорда Сэндвича, который, будучи голодным, в парламентском буфете сделал из двух ломтей хлеба, смазанных маслом, «закрытый» бутерброд, положив между ними кусок ростбифа.
Путевые заметки публиковал и сам Владимир Крымов, регулярно выпускавший книги со своими очерками из многочисленных поездок. В сдвоенном 89–90-м номере журнала, увидевшем свет 30 сентября 1917 года, он рассказывает о поездке через всю страну на Дальний Восток, в Японию: «Пишу это уже в Йокогаме. Прочел написанное и остался недоволен: — скучно. Особенно скучно в сравнении со здешней радостной природой и улыбающимися людьми». Так начиналось его кругосветное путешествие.
В Россию Крымов так и не вернулся, обосновавшись после поездки через США и Марокко в Европе. Номер с его путевой заметкой стал для редакции «Столицы и усадьбы» последним. В журнале не было никакого прощального обращения к читателю, а на первую страницу традиционно поместили информацию о возможности приобрести предыдущие номера и подписке до конца года. Октябрьская революция и последовавшие за ней перемены оборвали историю первого отечественного глянца, как и сам образ светской жизни, который так трепетно оберегала и романтизировала его редакция.
Если после изучения картин и историй из «Столицы и усадьбы» заглянуть на третий этаж Музея русского импрессионизма, можно вместе с современными художниками поразмышлять о модных образах и светских ритуалах, гламуре и глянце наших дней. Здесь кураторы представили спецпроект «Журнал красивой жизни. XXI век». В экспозицию вошли работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Ольги Тобрелутс и Владислава Мамышева-Монро, Кирилла Кто и Аннушки Броше. Это более 20 произведений из 15 частных собраний, среди которых фонд Ruarts, галереи Anna Nova, «Триумф» и другие.
Подготовила Ольга Богданова