
«Кабала святош» в МХТ: Мольер, Булгаков и немного лоска
Ещё на пути от центрального входа до гардероба становится понятно, что это событие для очень состоятельных господ. Крупнейший банк страны, видимо, привёл сюда своих лучших сотрудников в порядке поощрения, им даже выделили секцию, чтоб вешать пальто. Жалко, ещё недостаточно холодно, не удалось всем посверкать шубами.
Я продирался через этих широкоплечих мужчин в чёрных водолазках и с актуальными стрижками бород, через этих женщин с результатами косметологических достижений на лице и думал — вот что они знают о Булгакове, о Мольере, об МХТ? Зачем они сюда пришли, и кому от этого будет лучше?
Вы уж простите мне эти снобистские рассуждения, я — человек с образованием театроведа, в театр хожу крайне редко и недоумеваю, почему туда ходят другие.
Билеты стоят от 3500 до 35 000 рублей, но это неважно, потому что в продаже нет никаких и ни на один спектакль. В зале, очевидно, половина тех, кто такие билеты смог себе позволить, и половина тех, кого пригласили как исключительно важных гостей. Был и бывший министр, и действующий замминистра, и Полина Гагарина, и Филипп Киркоров.
Филипп Киркоров в зале и Николай Цискаридзе на сцене — это некоторое нарушение дихотомии, заложенной в спектакле. Николай Цискаридзе, играющий короля Луи, представляет солярную сторону мироздания, а Константин Хабенский, исполняющий роль Мольера, — лунарную. Это недвусмысленно демонстрируется в открывающей сцене, когда два актёра с гигантскими младенческими головами качаются на качелях между Солнцем и Луной. А тут — Цискаридзе и Киркоров, два солнца в одном помещении. Помещение, конечно, разделено четвёртой стеной, но в спектакле она ломается каждые семь–восемь минут. И четвёртая, и пятая, и шестая.
На сцене Регистр выступает в роли Булгакова, дополняя трагедию Мольера своей. Ведь все булгаковские большие истории — «Театральный роман» или «Мастер и Маргарита» — в той или иной степени содержат эту трагедию закабалённости. Автор-герой, противопоставляя себя лицемерам, которые могут быть чиновниками, тиранами, режиссёрами, сам в некотором смысле становится святошей. То есть закабаление — неизбежность для творца. В финале мы увидим, как эту кабалу примеряют на себя авторы спектакля.
Весь вечер на сцене в той или иной форме присутствуют гигантские младенческие головы. Это сценографическое решение, очевидно, навеяно работами китайского художника Дун Шубина и его скульптурами «Сын Земли». Это вроде бы интересно, как и двигающийся сценический портал, как и четыре разных занавеса, но не складывается в единую картину оформления. Как и весь спектакль не складывается в единую мозаику, хотя её части кажутся вполне выразительными. Но они будто бы наслаиваются, а не создают картину.