Кадры эпохи и герои «писательской роты». Как устроена выставка в Еврейском музее и центре толерантности о людях на войне
Выставка «Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты» о советских евреях, принимавших участие в Великой Отечественной войне, идет в столичном Еврейском музее и центре толерантности до 4 августа. Проект состоит из шести тематических разделов: визуальное повествование начинается от обороны Москвы и заканчивается Великой победой. Всего для выставки кураторы отобрали более 200 экспонатов: письма и документы, видеохроника и аудиоверсии дневников солдат. Часть проекта посвящена женщинам-героиням войны, а снимкам Евгения Халдея выделен целый раздел.
Картотека «писательской роты»
В июле 1941 года на московских предприятиях начало формироваться народное ополчение. Союз писателей исключением не стал и тоже создал свое — «писательскую роту». Туда входили поэты, писатели, литературные критики, переводчики и даже сотрудники литературных отделов различных театров. В общей сложности около 50–60 человек. Один из экспонатов выставки — старинная картотека, в которой хранятся карточки-досье на участников этой «писательской роты».
Покопавшись в ней, зритель узнает, что членом писательской роты был, в том числе, драматург Самуил Росин, литературовед Арон Гурштейн, писатель Меер Винер, поэт Арон Кушниров. Но, хотя выставка в целом посвящена советским евреям — участникам ВОВ, среди карточек-биографий можно найти авторов не только еврейского происхождения. Например, среди них был и грузинский поэт Шалва Сослани, венгерский писатель Бела Иллеш, русский советский писатель Константин Кунин.
Штампы для печати карикатуры
В рамках выставки Еврейский музей показывает необычный объект из собственной коллекции — штампы для печати карикатуры и агитационных листовок. Он датирован 1941 годом. Подобные печатные станки располагались в наборных мастерских достаточно часто, но сами гранки — уникальны и обычно не сохраняются, потому что производятся из легкоплавких сплавов для конкретного набора газеты. А затем переплавляются в новые. Таким образом, сохранившиеся гранки, вошедшие в экспозицию, — вещь довольно редкая.
А в данном случае они сохранились только по причине гибели печатной мастерской. Они были выкопаны во время поисковых операций и раскопок в Смоленской области. Эксперты предполагают, что они предназначались для печати карикатур во фронтовой многотиражке.
Архив Евгения Халдея
Много внимания уделено и военной фотохронике. Основной фигурой этого раздела стал Евгений Халдей, один из наиболее известных фронтовых фотокорреспондентов. Халдей начал снимать в 13 лет. Большинство его снимков, вошедших в экспозицию, представлено публике впервые: архив когда-то был передан автором лично Александру Бородулину и находился в его частном собрании.
Всего в раздел вошло 62 экспоната — это и фотографии авторства Халдея, и снимки из его собственной коллекции, авторы которых порой неизвестны. Но внимательный зритель узнает работы Георгия Петрусова, Ивана Шагина, Александра Устинова, Якова Рюмкина.
Еврейские женщины на войне
Главная героиня этой части выставки — Полина Гельман. Она стала единственной еврейской женщиной — героем в СССР. К маю 1945 года, как штурман самолета ПО-2, Гельман совершила 860 вылетов на атаку вражеских позиций, переправ, аэродромов, складов с боеприпасами и имуществом.
Окончила войну на Эльбе, а последний полет совершила над Берлином. В рамках экспозиции зрители смогут посмотреть фильм о Гельман, а также увидеть ее самолет и летный шлем из фондов Еврейского музея. Кроме нее в разделе о женщинах — героинях ВОВ представлен рассказ о Елене (Каган) Ржевской. Она попала на фронт под Ржевом — отсюда и псевдоним — и служила военным переводчиком в штабе 30-й армии. Во время штурма Берлина в звании лейтенанта участвовала в поисках Гитлера, в проведении опознания и расследовании обстоятельств его самоубийства.
А еще зрители смогут знать о Елена Дейчман — военной медсестре. К началу войны она закончила два курса Института философии, литературы и искусства, а затем, обманув военкома, добилась отправки на работу в инфекционный госпиталь в Свердловске, постоянно запрашивая оттуда назначение на передовую. «Мамочка, теперь я там, где мне давно надо было быть», — пишет она в июле 1943 года из походной части. Посмотреть можно не только на ее фотографии, но и на хирургические инструменты времен Великой Отечественной войны из запасников Еврейского музея, которые принадлежат Иосифу Рабиновичу.
Автор: Тамара Лорка