Как собаки попадают в кино и кто готовит их к съемкам
В российский прокат 19 октября вышла судебная драма Жюстин Трие «Анатомия падения», победившая на Каннском кинофестивале этого года. За главную роль в картине собака Месси породы бордер-колли получила «собачью пальмовую ветвь». «Сноб» рассказывает, как животные попадают в кино и кто их готовит к съемкам
Первые собаки в мировом кино
Собаки-киноактеры появились практически сразу с зарождением кинематографа в конце XIX века. Долгое время им доверяли лишь эпизодические роли. Впервые собака сыграла главную роль в 1918 году — в немом фильме Чарли Чаплина о бездомном человеке и его псе «Собачья жизнь». В кино снялась дворняга по кличке Мут.
В 1922 году любовь зрителей завоевала овчарка Рин Тин Тин, которая появилась в ленте «Человек с дьявольской реки». Спустя 20 лет на экраны вышел фильм «Лесси возвращается домой». Сыгравшая в картине главную роль собака по кличке Пэл так полюбилась зрителям, что продюсеры выпустили несколько сериалов про Лесси, а в 2005-м и 2020-м вышли полнометражные фильмы.
В 2014 году на весь мир прогремел американский фильм «Хатико» — основанная на реальных событиях история о собаке, которая ждала своего погибшего хозяина на перроне. В США сняли ремейк японской ленты «История Хатико» 1987 года. Главную роль в американской версии с Ричардом Гиром играли три взрослые собаки акита-ину — Чико, Лайла и Форест. Главный дрессировщик на съемках Боон Нарр сам отбирал псов и полгода готовил их к съемкам.
Собаки-актеры в советских и российских фильмах
В отечественном кино первой известной собакой стала дворняга по кличке Брех. В 1961 году она сыграла в фильме Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Брех на экране составляет компанию известной троице: Трусу, Балбесу и Бывалому. Как вспоминал Юрий Никулин, во время съемки сцены, когда собака с «динамитом» в зубах гонится за героями, четвероногий актер доставил немало проблем съемочной группе. Животное отвлекалось и портило дубли: то собака случайно «роняла» динамит, то убегала в лес, то смотрела на дрессировщика.
Еще одна известная картина, где собака играла главную роль, — фильм Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо» 1977 года. В картине снялась собака породы шотландский сеттер по кличке Стив. Как вспоминал кинолог Виктор Сомов, во время сцены, в которой хозяина собаки увозят на машине скорой помощи, у собаки никак не получалось изобразить любовь. Тогда создатели фильма пошли на хитрость: актера Вячеслава Тихонова, игравшего хозяина животного, попросили гулять со Стивом каждый день. Перед съемкой собаку специально разлучили с артистом — и сняли сцену с первого дубля. Псу удалось показать нужную эмоцию.
Легендой российского кино стал фильм о лейтенанте милиции Николае Глазычеве и его овчарке по кличке Мухтар. Первый фильм «Ко мне, Мухтар» вышел в 1965 году. Главного героя играли три пса. Одного по кличке Мухтар нашли на «Мосфильме», а двух других — собак по кличкам Байкал и Урал — предоставило для съемок МВД.
В 2004 году на экраны вышел сериал «Возвращение Мухтара». Как рассказал «Снобу» руководитель студии «Мосфильм-Кинология» Виктор Зуйков, создатели фильма долго не могли найти овчарку, которая была бы внешне похожа на собаку из предыдущего фильма. «Был долгий кастинг, — рассказывает Зуйков. — На “Мосфильм” каждый день приезжали по пять-шесть собак, и каждую просили выполнить общие команды. Подходящую собаку нашли где-то через месяц. Спустя еще две недели у нас появился пес-дублер. Обеих собак готовили к съемкам два месяца». Сериал шел 15 лет, и главные роли за это время исполнили 17 собак.
Как собаки попадают в кино
Информацию об актуальных кастингах на киносъемки выкладывают в соцсети. Например, можно написать Виктору Зуйкову во «ВКонтакте». Шанс получить роль есть как у опытных животных, так и у новичков. Для этого собака должна не бояться громких звуков и есть из чужих рук, быть неагрессивной, любить людей. Учитываются и пожелания режиссеров: одним важны порода и окрас животного, другим — его характер и темперамент. На кастинге собак просят выполнить несколько команд, их фотографируют и снимают на видео. После этого режиссер выбирает лучшего кандидата. Но и это — не гарантия того, что животное оставят в проекте.
«У нас были проблемы с собакой, которая снималась в фильме с Александром Реввой — “Дублер”. Спустя неделю после начала съемок хозяйка пса стала говорить, что ее питомца якобы обижают. Мы не могли найти с женщиной общий язык, хотя собака играла хорошо. В итоге из-за разногласий с хозяйкой животное пришлось заменить», — рассказывает Виктор Зуйков.
Животных, которые не прошли отбор, заносят в базу и могут пригласить в другой проект. Сейчас в картотеке «Мосфильма» значится около 3000 животных.
Подготовкой будущих четвероногих кинозвезд занимаются агентства, например Animal Art. Оно владеет единственным в России питомником, где обучают собак специально для съемок в кино. Щенков покупают в возрасте полутора-двух месяцев и два года готовят к съемочному процессу: ежедневно тренируют, учат специальным «актерским» командам и эмоциям — удивлению, радости, страху. В кадр берут только взрослых животных, которые уже знают, как себя вести на площадке.
«Часто бывает, что актер боится собак или их не любит. Животное чувствует это, смущается, не проявляет нужные эмоции. Если человек напрягается, нервничает, это видно. Собаке сложно психологически. Приходится успокаивать собаку и чаще ее вознаграждать едой», — рассказала «Снобу» руководитель агентства и дрессировщик Александра Степанова.
Собаки из питомника прославились своими ролями в фильмах «Елки», «Елки лохматые», «Ледокол», «Пальма» и в сериалах «5 минут тишины», «Мажор», «Спецназ». Но шансы дают и неопытным животным — для этого сотрудники питомника просят написать им в соцсетях и заполнить анкету.
Как проходит съемочный процесс
Рабочий день собаки может длиться от 2 до 12 часов — зависит от ее опыта. Длительные сцены снимают только при наличии животного-дублера. С ними работают и том в случае, если собаку нужно подготовить к фильму в короткий срок. «Так было с картиной “Пальма”. Режиссер захотел определенную собаку, но она не была подготовлена. До съемок оставалось два месяца. Чтобы успеть, нам пришлось работать с двумя животными. То, которое выбрал режиссер, “играло лицом”, как мы это называем, а второе выполняло все трюковые сцены», — рассказывает Александра Степанова.
Для съемок эмоциональных сцен кинологи используют методы цирковой дрессировки. «Например, есть команда “муха”, когда животное бьет лапой по уху и становится грустной, — делится Виктор Зуйков. — Если собака не знает этих команд, мы стараемся дать ей нагрузку, чтобы она была уставшая и грустно лежала. Также мы при необходимости меняем местами грустные и веселые сцены».
За работу животные получают угощение, а их хозяева, по словам Зуйкова, зарплату — от 1 тысячи до 15 тысяч за съемочный день.
Собаки снимаются во множестве фильмов и сериалов как в эпизодических, так и в главных ролях. В этом году на экраны вышли «Догмен», «Белль и Себастьян: новое поколение». На российском телевидении в апреле 2023 года состоялась премьера сериала «Рембо» о работе экспериментального кинологического отряда СОБРа с овчаркой Барт в главной роли.
За что четвероногих актеров награждают «собачьм Оскаром»
Работу собак, как и актеров-людей, отмечают на различных кинофестивалях. «Собачью пальмовую ветвь» (Palm Dog Award) в Каннах вручают с 2001 года. Признанных лучшими животных награждают не ветвью, а ошейником. В 2014 году «пальмовую ветвь» получили собаки, снявшиеся в фильме «Белый бог» режиссера Корнела Мундруцо, — 274 бездомных пса, которые жили в приютах. После съемок все они нашли хозяев.
В 2012 году в Голливуде играющим в кино и телешоу собакам вручили премию Golden Collar Award («Золотой ошейник»). Награду получил пес по кличке Угги, сыгравший в фильме Мишеля Хазанавичуса «Артист». Церемонию провели только один раз.
Премия для четвероногих в России — кинофестиваль «Золотой клык». С 2009 года жюри выбирает лучших собак в 12 номинациях. Победители получают статуэтки. Российской кинопремией награждаются не только собаки, но и другие животные и птицы. Среди номинантов премии «Золотой клык» были кот, ворон, волчица и даже медведица, которая снялась в рекламном ролике.
Премия проходит нерегулярно, последний раз она состоялась в 2014 году во Владикавказе. Все животные вместе с хозяевами прошли по «красной дорожке». Тогда лучшей каскадерской сценой был признан эпизод из фильма «Граница. Таежный роман» 2000 года, в котором играла хаски по кличке Метель. Вместе с героем актера Алексея Гуськова, капитаном Голощекиным, собака по сюжету вступила в борьбу с волчицей. Лучшим эпизодом в кино назвали сцену с собакой Умкой в фильме Александра Стефановича «Кураж» 2014 года. В нем рассказывается об отношениях режиссера «Мосфильма» с молодой амбициозной певицей. В номинации «Лучший четвероногий каскадер» выиграла свинья Пик, которая в сериале «Солдаты» по сюжету перевоплотилась в служебного пса. Лучшим фильмом фестиваля стала лента «Все включено» 2011 года об истории хозяина ветеринарной клиники для питомцев с Рублевки с участием говорящего попугая Савелия и других животных.
Подготовила Ирина Филиппова