
Концерт цифрового аватара Высоцкого: кому и зачем это нужно
Вы уже много лет занимаетесь наследием вашего отца. Может ли этот проект сказать какое-то новое слово о нем?

Никита Высоцкий: То, что я видел, — однозначно да. В технологиях понимаю мало, но шоу «Высоцкий. Высота» производит очень сильное впечатление. Ведь это не какое-то наукообразное шоу — это музыка, это свет, это определенная драматургия. Важно понимать, что искусство — это форма, и эта форма — удивительная. А что касается содержания — в шоу есть тексты Высоцкого, и там есть его образ, который создается не только внешним подобием, но и другими инструментами. Этот образ даст возможность огромному количеству людей приблизиться к его поэзии, к его личности. Я уверен, что это вызовет полемику. Но с Высоцким так и должно быть: его нельзя просто поставить на полку, никто не должен оставаться равнодушным.
Где здесь грань между тем, чтобы сохранять память о реальном человеке, и тем, чтобы подменять реальность?

В реальности Высоцкого нет 45 лет. А это — создание образа. Мы пробовали 15 лет назад сделать картину о Высоцком без внешнего подобия. И, поверьте мне, это оказалось невозможно. Мы перепробовали лучших наших артистов, но все равно, когда появляется актер со своим бэкграундом и его называют Высоцким, — это анекдот. Когда появляются люди, которые поют по электричкам голосом Высоцкого и стараются быть на него похожи, — это пошлость. А создание при помощи современных технологий его образа — это путь. В проекте «Высоцкий. Высота» это получается во много раз лучше, чем получалось у нас 15 лет назад.

Александр Мамонов, генеральный продюсер шоу, гендиректор компании «Цифровые легенды»: Мы не пытаемся возродить Владимира Семеновича. Наша задача — работать с наследием, чтобы развернуть его лицом к будущим поколениям. У нас есть большая история с такими выдающимися людьми, и это нужно показывать молодым людям, переосмысливать и продлевать этому жизнь. Сейчас нет такого количества качественного контента, на котором молодежь может обучаться.
Вы говорите, что проект способен сделать Высоцкого более доступным для молодежи, но при этом основная заинтересованная группа, по вашим исследованиям, — 34–45 лет, то есть люди, которые уже и так знают о Высоцком. И это не возраст основной аудитории подобных технологий.

Елена Семенова, директор по маркетингу компании «Цифровые легенды»: Изначально мы ожидали, что те, у кого будет желание посетить это шоу, будут уже старше 50 лет. Но наши исследования показали, что основная возрастная группа — это люди 34–45 лет, вторая по значимости — 25–34 лет. Большинство представителей последней группы сказали, что интересуются творчеством Высоцкого и хотят посетить шоу, а это достаточно молодые люди.
Но это люди, которые уже знают и любят Высоцкого, то есть все равно не проект притягивает внимание к Высоцкому, а Высоцкий к проекту.

Среди наших респондентов было несколько уровней отношения к Высоцкому — от восторга до умеренного интереса. И не было такого, чтобы люди заявляли, что они вообще не слушают Высоцкого, не знают и не хотят узнать.
Можно ли тогда привлечь к Высоцкому еще больше внимания? О нем и так знает вся страна.

Конечно, можно. Сегодня в шоу больше всего заинтересованы истинные поклонники Высоцкого. Вторая по количественному показателю группа — те, кто интересуется технологиями, кому интересен масштаб шоу, драматургия. И мы уверены, что наша аудитория будет расширяться и омолаживаться, особенно ярко это будет видно после премьеры.
Ваш проект балансирует на стыке мемориальной культуры и цифровой инженерии. В адрес искусства, созданного с помощью новых технологий, часто звучит обвинение, что оно лишено личной уникальной истории и при этом вытесняет искренний и глубокий контент. Что вы об этом думаете?

Когда речь идет именно об искусственном интеллекте, то, конечно, я здесь согласен с мнением большинства: это пластмассовая история. В этом шоу мы его вообще не используем, но много работаем с ним в других проектах. Любая технология не способна выдать эмоцию. Она даст контекст, она даст структуру, и наша задача — использовать технологию, упаковать ее утилитарно. Но без работы режиссера, без работы живых людей над эмоциями технология так и останется просто компьютерным кодом.
Сейчас есть тренд на «воскрешение» в том или ином виде культовых личностей прошлого. Кассу собирает фильм «Пророк», где создается обновленный образ Пушкина, скоро выйдет «Лермонтов» Бакурадзе. Ваш проект тоже встраивается в этот тренд. Как вам кажется, не препятствует ли это появлению новых ярких авторов?

Любой продукт оценивает зритель. Если это будет плохо, то зритель честно скажет, что это плохо. Цифровые аватары никогда не заменят звезд. Эмоции, которые переживал и передавал тот же Высоцкий, компьютер вам никогда не даст. Поэтому заменить человека просто невозможно — ни новую начинающую звезду, ни уже состоявшуюся звезду. Это огромная живая энергия, которой никогда не будет у машины.
Беседовал Илья Склярский