
Королевы вариаций и конец света. Что готовят московские театры в новом сезоне. Часть II
Сатирикон
Сезон в театре начнётся с двух осенних премьер. Режиссёр Гоша Мнацаканов ставит фантастическую пьесу «Ковчег 2» — историю о людях, спасающихся с погибающей Земли на Марс; на сцену выйдет молодое поколение труппы. Вторая новинка — спектакль «Мой самый Сон» Сергея Сотникова, исследующий отношения родителей и детей. В нём сыграют Елена Бутенко-Райкина, Ульяна Лисицына и Елена Голякова.
В планах на будущее — новый моноспектакль Константина Райкина, абсолютного мастера этого жанра. Репетиции начнутся во второй половине 2026 года, но театр пока не раскрывает ни название, ни литературную основу постановки. А режиссёр Николай Рощин возьмётся за комедию Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам» по канонам комедии дель арте — её премьера даст старт уже следующему, 88-му сезону.
И, пожалуй, главная новость: «Сатирикон» вернёт на сцену легендарную «Чайку» Юрия Бутусова. Режиссёр, ушедший из жизни этим летом, за 20 лет сотрудничества создал для театра шесть спектаклей, четыре из которых были отмечены «Золотой Маской».
Театр имени Пушкина
76-й сезон откроется «Бурей» Шекспира в постановке Николая Рощина, где главную роль сыграет Александра Урсуляк. Вся афиша года будет выстроена вокруг классики: театр сосредоточится на русской прозе и европейской драме XX века.
В планах — возвращение на сцену пушкинской «Капитанской дочки» в версии Олега Долина, а ещё «Обломов» в постановке Мурата Абулкатинова и «Идиот» от режиссёра Сергея Тонышева. Сам худрук Евгений Писарев обратится к Бертольту Брехту и поставит «Трёхгрошовую оперу» в своём любимом жанре на стыке драмы и мюзикла.
Среди других премьер — инсценировка современного романа «Протагонист» Аси Володиной, которую готовит Денис Парамонов. Театр обновит свой легендарный детский хит «Аленький цветочек», идущий на сцене уже более полувека. Наконец, с дебютом в театре выступит режиссёр и педагог Школы-студии МХАТ Сергей Щедрин — он поставит «Костюмера» Рональда Харвуда.
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Сезон в МАМТе открылся балетом «Королевы вариаций» хореографа Максима Севагина.
Главными операми займётся режиссёр Александр Титель. Осенью он представит «Орлеанскую деву» Чайковского (дирижёр — Кристиан Кнапп), а весной — «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (дирижёр — Фёдор Леднев). Над сценографией и светом в обеих постановках работает его постоянная команда — художник Владимир Арефьев и художник по свету Дамир Исмагилов.
Балетную афишу дополнит «Анна Каренина» на музыку Ильи Демуцкого в хореографии Максима Севагина, которой театр завершит сезон. Кроме того, на сцену вернётся легендарная «Сильфида» Пьера Лакотта.
Важное событие сезона — сотрудничество театра с телеканалом «Культура». Зрители по всей стране смогут увидеть телеверсии спектаклей «В тёмных образах», «Место во Вселенной», «Щелкунчик» и «Класс-концерт».
Театр Наций
В новом сезоне Театр Наций сосредоточится исключительно на малой форме. Ключевая премьера осени — «Обыкновенная смерть» Валерия Фокина по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Это спектакль-исследование о человеке перед лицом неизбежности, главную роль в котором сыграет Евгений Миронов. Ещё одна важная новинка — «Цветёт миндаль», мультимедийная постановка Романа Шаляпина о жизни Андрея Вознесенского, с которой на театральную сцену вернётся Павел Артёмьев.
Жизнь Максима Горького режиссёра Филиппа Гуревича предстанет в спектакле «Горький. Любовь». Историю писателя расскажут через его отношения с женщинами, которых сыграет мощный актёрский квартет: Анастасия Лебедева, Александра Ревенко, Юлия Хлынина и Анастасия Светлова. Кроме того, Денис Азаров поставит психологическую драму Генрика Ибсена «Привидения» о распаде семьи с Сати Спиваковой и Анатолием Котом в главных ролях.
Афишу Нового пространства пополнят три экспериментальные постановки: музыкальные «Недетские сказки» по сборнику Афанасьева, документальный спектакль о молодом поколении «День закрытых дверей» и мокьюментари-детектив «История одной фотографии».
Пространство «Внутри»
Независимое пространство «Внутри», известное смелыми постановками, анонсировало первые премьеры сезона. В сентябре выйдет «Затоваренная бочкотара» Марии Карлсон, а в ноябре — режиссёрский дебют Таисии Вилковой «Это конец света».
Первая премьера, «Затоваренная бочкотара», — это постановка по абсурдистской повести Василия Аксёнова 1960-х годов. Режиссёр Мария Карлсон превращает сюжет в сценическое роуд-муви, где группа незнакомцев путешествует на грузовике с бочками. По пути их ждут фантастические события и сюрреалистические сны, а сам спектакль, по словам создателей, станет историей о надежде и вездесущей любви.
Ноябрьская премьера «Это конец света» — новое прочтение культовой пьесы Николая Коляды «Мурлин Мурло». Эта экзистенциальная драма когда-то прославила драматурга, особенно после легендарной постановки Галины Волчек в «Современнике». Теперь, три десятилетия спустя, за классику новой драмы берётся молодое поколение: Таисия Вилкова дебютирует в режиссуре, а главную роль сыграет Мариэтта Цигаль-Полищук.
Подготовила: Елизавета Авдошина