Красота и «новые люди» на сцене БДТ имени Товстоногова
Спустя восемь лет после премьеры «Что делать» по роману Николая Чернышевского Андрей Могучий выпустил обновленную версию спектакля. Первая работа режиссера на исторической сцене БДТ 2014 года в новой редакции звучит остро и современно. Специально для «Сноба» Дарья Андреева побывала на спектакле и делится впечатлениями
Роман Николая Чернышевского, с одной стороны, мало для кого входит в число любимых настольных книг, с другой — этот текст, безусловно, сыграл важнейшую роль в развитии общественно-политической мысли. Библия русской революции, первый феминистский роман, совершивший сексуальный переворот в сознании читателей. В основе сюжета лежит любовный треугольник — лихо закрученная, почти детективная интрига. Чернышевский ввел в обиход понятия «разумный эгоизм» — что полезно, то и прекрасно — и «новых людей», живущих по таким принципам. Человека такой формации отличают острый ум, настойчивость в достижении целей, сила духа и полное небрежение к сантиментам.
Андрей Могучий поставил спектакль-диспут, спектакль — открытый разговор. Для диалога со зрителем режиссер ввел отдельного персонажа: Борис Павлович играет альтер эго автора и проводника по роману. Он обращается к зрительному залу, то комментируя отдельные сцены, то поясняя, кто есть кто, то явно склоняя зрителя к дискуссии. Его персонаж ироничен по отношению и к себе, и к залу. Он все подвергает сомнению. И постоянно задает философские вопросы, оставляя их без ответа и побуждая публику к размышлению: «Что для вас важнее — любовь к отечеству или истина?»
Могучий, сохранив сюжетную канву романа, уложил ее в полтора часа сценического действия: тяжелое детство главной героини Веры Павловны (Нина Александрова), ее побег из-под гнета матери (Ируте Венгалите), первый брак с Лопуховым, второй брак по большой любви с его другом Кирсановым, мнимое самоубийство Лопухова ради счастья его друзей. Фокус режиссерского внимания сосредоточен не на хитросплетениях сюжета, а на сложноустроенном внутреннем мире героев. Дмитрий Быков в статье о Чернышевском пишет: «Нельзя особенно любоваться этими людьми, ибо страшно представить их рядом с собой, но нельзя, простите, не почувствовать абсолютной справедливости главного ответа на главный вопрос. Что делать в безвременье, что вообще делать, когда делать нечего? Ответ элементарен, в нем четыре буквы: СЕБЯ».
Да, «новые люди» в спектакле неистово «делают себя», работают над своим сознанием, пытаясь стать совершенно неуязвимыми к внешним и внутренним потрясениям. И у них как будто это получается. Но ненадолго. Их строго выверенные жизненные кредо разбиваются вдребезги при столкновении с многообразием жизни и с истинным чувством. Вера, рвущаяся к свободе от любых уз (родительских и брачных), в спектакле похожа на вечно сомневающегося, трепетного, даже наивного подростка с доброй, нежной улыбкой. Друзья Лопухов и Кирсанов кажутся безразличными, строгими, надменными, а на поверку оказывается, что в них обоих кипят нешуточные страсти. Даже эпизодический персонаж, истинный революционер Рахметов (Виктор Княжев) у Могучего приобретет иные свойства: да, он привык спать на гвоздях и есть сырое мясо, но в глубине души это скромный, тихий, неуверенный в себе юноша.
Антиподы «новый людей» — люди старой закалки: мать Веры Марья Алексеевна, отец ее, чиновник по особым поручениям, полицейские — кажутся даже более цельными людьми. Их жизненные установки с течением времени не меняются: они живут исключительно ради денег и благополучия.
Сцена, подготовленная художником-постановщиком Александром Шишкиным, распахнута к залу и почти пуста: несколько венских стульев, длинный стол, рояль. В левом углу — хор девушек, работающих в швейной мастерской Веры Павловны. Хор кропотливых тружениц, поющих авангардную музыку Настасьи Хрущевой, олицетворяют собой прекрасное, светлое будущее, где работа воспринимается не как повинность, а как великое благо и большое счастье. Вообще спектакль имеет четкую пространственную организацию, выверенный ритм, все его устройство напоминает математическую таблицу, а герои перемещаются по заданной траектории — ни шага в сторону!
Актеры одеты в черное, а задник сплошь белый — это создает ощущение, что зритель находится в пространстве кинокадра, в процессе замедленной съемки. Яркая игра светотени, сигаретный дым, внезапно разламывающийся задник производят эффект пролетающей кометы. От красоты захватывает дух.
Красота имеет в спектакле вполне конкретное воплощение. Вера Павловна видит сны: в романе их четыре — это отдельные вставные новеллы. С героиней разговаривает ее подсознание — такую форму нашел автор для прямого выражения своих собственных идей и мыслей. У Могучего с Верой в сновидениях разговаривает Красота, обретшая плоть и кровь (Варвара Павлова). Красота тут некрасива, это существо как будто не имеет пола и каких-либо отличительных черт. Но Красота постоянно, настойчиво обращает Веру к мыслям о свободе как единственной подлинной ценности. Свободе от предрассудков, условностей, обязательств, табу и правил.
Ремастер спектакля «Что делать» — именно о свободе выбора, свободе мыслей и чувств. Герои XIX века не кажутся анахронизмами, они всем своим существом обращены в будущее. А ощущением безвременья и перепутья как будто пропитана вся ткань спектакля. И потому он звучит как нельзя актуально.