Ника Комарова 

Специалист по культурным коммуникациям и менеджменту, куратор проекта

Проект «Город говорит» родился из сотрудничества двух соседних институций — Музея криптографии в Марфино и Хлебозавода в Бутырском районах. Хлебозавод — это живое городское пространство, настоящий город в городе. А Музей криптографии посвящён истории коммуникации. Объединив наши темы, мы решили исследовать, как город «разговаривает» с нами и как мы общаемся в его пространстве.

Этот диалог с городом мы начали с архитектуры. Оба здания — Хлебозавода и Музея криптографии — являются историческими. Одно представляет собой конструктивистский завод-автомат, другое — бывший советский НИИ. В рамках проекта нам удалось не только собрать выставку, но и пообщаться с районным сообществом, и это невероятно важный опыт. Среди участников были москвичи старшего поколения, которые помнят эти здания в их прежних ипостасях. Именно их истории наглядно показали, как оба места превратились из чисто функциональных объектов в точки притяжения своих районов, где люди могут встретиться, пообщаться, найти общие интересы и узнать что-то новое друг от друга. В этом, на мой взгляд, и заключается главная цель нашего проекта. Для меня очень важно и ценно, что он стал ещё одним шагом людей навстречу друг другу.

Егор Ефремов 

Исследователь Музея криптографии, музыкант, участник Московской Шумовой Мануфактур

Звуковая лаборатория

Лаборатория «Симфония большого города» посвящена звуковому ландшафту города и различным методам его восприятия. Жители мегаполиса привыкают отфильтровывать шумы: защищаться от них наушниками, толстыми стеклопакетами — или просто не замечать. Не секрет, что постоянное влияние разных звуков может негативно сказываться на физическом и психическом здоровье людей. Однако мы предложили участникам лаборатории попробовать сместить фокус восприятия и переосмыслить «мелодию» города как симфонию, которая может вдохновить и сообщить что-то.

В ходе работы мы попытались донести до участников лаборатории, что разные художники и музыканты используют полевые записи по‑своему. Кто-то — как неприкосновенный документ, фиксацию действительности. Кто-то — как материал для обработанных и преображённых треков, в которых от оригинальных звуков почти ничего не остаётся. Суть в том, что «правильной» творческой стратегии нет. Главное — найти прекрасное (и ужасное) в окружающем мире, прислушаться к нему, дать городу и природе голос.

Совет для тех, кто хочет начать изучать свой город через исследования звука: техника для записи не так важна. Начать можно и со стареньким планшетом с парой приложений (например, FieldScaper), и даже с кассетным рекордером. Главное — научиться слышать интересное в привычном, выделять из постоянного потока городского шума интересные звуки.

Никита Спиридонов 

Художник, композитор, куратор, основатель коллектива u/n multitude

Лаборатория по исследованию экосистемы и сообществ района

Наша лаборатория ставила перед собой задачу расширить восприятие района, по‑иному взглянуть на привычные вещи. В этом нам помогали междисциплинарные деятели: художница, травница и исследовательница флоры Тимирязевского района Елена Дедкова, куратор, графический дизайнер и инженер-эколог Галина Галеева и постмедиальная художница Анна Тарарова. Вместе мы хотели переосмыслить отношение к городской флоре, поговорить о ней в контексте социокультурного наследия района. В итоге наша прогулка-исследование, прогулка-погружение вылилась в чаепитие, для которого Елена Дедкова подготовила травы, собранные в Тимирязевке.

В ходе прогулки нам стало очевидно, что город — это сложное и многослойное пространство. Необходимо вслушиваться в него, ведь он говорит с нами. Елена Дедкова также обратила наше внимание на то, что когда мы гуляем среди деревьев, нам становится спокойнее, мы ощущаем внутреннюю свободу даже внутри городского ритма. Переключаться, слушать, быть внимательным к деталям — то, чего сегодня не хватает нам, городским обитателям. Именно об этом и был для меня проект «Город говорит».

Совет для тех, кто хочет научиться чувствовать свой город: быть горожанином сегодня, особенно если речь идёт о динамичном мегаполисе, — это вечно учиться выстраивать отношения с окружающей средой. Важно быть более тактильным: не бояться трогать, прикасаться к предметам, растениям, а также быть открытым к новому. Иногда можно даже бродить по парку или лесу с каким-то конкретным запросом к растениям, деревьям, больше слушать, в том числе и самого себя.

Саша Салман 

Документалист, видеохудожник, педагог

Кинолаборатория

Наша однодневная лаборатория называлась «Глаз. Камера. Город» — можно сказать, что в этом и были её тема и метод.

Задача состояла в попытке присвоить себе, полюбить, найти своё в городском пространстве инструментами кино вместе с подростками.

Хотя мы живём в Москве, кажется, нам очень редко удаётся непосредственно соприкоснуться с городом. Обычно движение происходит из пункта А в пункт Б. Времени остановиться и оглядеться почти нет. Поэтому, чтобы выйти из обыденности, автоматизма, мы придумали использовать аналоговую кинокамеру Kodak Super8 и снимать на киноплёнку.

У каждого участника лаборатории была своя кассета, на которую можно снять только три минуты материала. А прежде чем выйти в город, мы постарались вместе определить, что каждому нравится в нём, что представляет ценность.

На выставке мы представили видеоработу из материалов, снятых нашими участниками. На экране они идут параллельно, и можно заметить, насколько разный взгляд у каждого, хотя все кадры сделаны в один день в одном районе.

Кураторы выставки подготовили классное экспозиционное решение — чтобы увидеть нашу работу, нужно немного согнуться и смотреть через видоискатель. Так у зрителей есть возможность почувствовать себя тем, кто снял эти небольшие фильмы — подростком с огромной камерой.

Совет для тех, кто хочет начать изучать свой город с помощью кино

Шаг 1. Насмотреться «странного» кино — видеодневников Мари Менкен или Йонаса Мекаса, например. У него как раз есть трёхминутный фильм The song of Moscow.

Шаг 2. Идти снимать! И только горизонтально.

Можно также придумать себе небольшие ограничения — снимать через отражения или кадры не короче 15 секунд.

Если это игра, у неё должны быть правила.

Анна Титовец 

Куратор и креативный директор экспозиции Музея криптографии, медиахудожник, культуролог

Digital-лаборатория

Сегодня города беспрерывно генерируют потоки цифровых данных. Что такое цифровой след города? Как цифровые данные городской среды могут стать частью художественного высказывания? Как прогулка может превратиться в цифровое послание, а рейтинги и комментарии — раскрыть приватную информацию или влиять на восприятие конкретных мест в реальности? Все эти и другие вопросы участники исследовали во время диджитал-лаборатории «Цифровой след города».

Один из результатов лаборатории — серия интервенций-перформансов для городских камер видеонаблюдения. В этих перформансах игра в перевертыш наблюдателя и наблюдаемого происходит в разных публичных пространствах — от пиццерии до зоопарка, и в разное время — от ночного перекрёстка улицы Марксистской до выставочного зала в городском ДК.

Неработающая GPS-навигация, ставшая одной из характерных черт последних лет жизни Москвы, легла в основу эксперимента с созданием GPS-арт работы. Групповое «написание» строчки кода с помощью GPS-трекера на карте стало документацией глитча цифровой системы, в которой изначальная функция точной ориентации в пространстве превратилась в процесс запутывания координат.

Совет для тех, кто хочет начать изучать свой город по‑новому через диджитал-арт: всегда помните, что, находясь в позиции наблюдателя, вы легко можете стать тем, за кем наблюдают, и наоборот.

Подготовила Ника Комарова

Фото спикеров: из личного архива