Не так давно на одном из публичных выступлений я говорил о том, что летом у культурных институций есть грозный конкурент — хорошая погода. Согласитесь, на фоне ясного неба даже самый интересный концерт или спектакль могут потерять в привлекательности.

Но этим летом я поймал себя на мысли, что всё изменилось. Искусство окончательно вышло на улицы и адаптировалось к летним форматам. Теперь москвичам не нужно выбирать между культурным досугом и прогулкой на свежем воздухе — появилось множество способов это совместить. А с запуском проекта «Лето в Москве» эта тенденция стала очевидной.

В культурном календаре больше нет «несезона» — зато есть сезон впечатлений под открытым небом. Это особенный опыт и для зрителей, и для артистов. И, как ни странно, чем капризнее погода, тем ярче эти впечатления.

Всё, что можно «уладить с помощью зонта», перестало быть причиной отмены наших мероприятий. Исключение — только реальная угроза жизни и здоровью: гроза или ураганный ветер. Обычный дождь, даже сильный, перестал быть поводом отказываться от уличного концерта. Скорее, это повод надеть непромокаемую обувь и захватить дождевик. Мы со своей стороны тоже готовимся: где возможно, ставим навесы и раздаем плащи. Цифры говорят сами за себя: только на фестивале «Театральный бульвар» за июнь и июль мы раздали больше 25 000 дождевиков. По сути, это 25 тысяч человек, которые остались смотреть спектакль, несмотря на ливень.

Я это связываю с тем, что у горожан формируется привычка к культурному досугу летом. В парках и на бульварах Москвы мы стараемся предлагать жителям и туристам качественный контент. Привлекаем ведущих режиссеров и артистов. Фрагменты из романов классиков звучат в исполнении Михаила Полицеймако, Александра Олешко, Павла Табакова... В рамках проекта «Книга в городе» мы устраиваем литературные гостиные прямо на бульварах.

Не буду лукавить: конечно, многие приходят в первую очередь на известного и любимого актера. Но, слушая, как Александра Ребенок читает Бунина, они вдруг заново открывают для себя классику. А потом берут домой книги (их можно взять тут же) и даже оформляют единые читательские билеты в наши библиотеки.

То же самое с цирком. Этим летом шапито появились в Измайловском парке, Южном Бутово и кинопарке «Москино». В них выступают сильнейшие артисты российского цирка. По зрелищности и сложности номеров шапито не уступают стационарному цирку. Под купол так же взмывают воздушные гимнасты, на арене работают эквилибристы. Чтобы посреди парка выросла полноценная цирковая арена, мы привезли 12 полностью заполненных фур с конструкциями, декорациями и реквизитом.

Или недавний пример — фестиваль «Культурный город» в парке «Зарядье». На карте летней Москвы в августе появилось ещё одно большое пространство на свежем воздухе для знакомства с искусством: от классической музыки до мультимедийных перформансов.

Почему это всё важно для нас? Конечно, уличные фестивали привлекают туристов и дают москвичам повод не уезжать из города на выходные. Но есть и ещё одна задача. Мы создаем среду, где сделать первый шаг к искусству очень просто. Человек, который ещё полчаса назад планировал просто прогуляться по центру, вдруг впервые в жизни смотрит живой спектакль или берет в руки книгу с уличной полки.

Осенью и зимой эти зрители придут к нам снова — уже в наши театры, концертные залы и библиотеки. Возможно, они станут нашими постоянными посетителями. Это значит, что когда начнется сентябрь, мы снова увидимся, просто уже под крышей. Будет тепло, уютно и не менее увлекательно. До встречи.