«Мальчик, водочки нам принеси». Любимые сцены Алексея Балабанова из его собственных фильмов
В широкий прокат вышел документальный фильм «Алексей Балабанов. Послесловие…». Основой сюжета стало последнее интервью режиссера, которого не стало в мае 2013 года. В беседе с журналистом Мариной Леско он поделился жизненными принципами и рассказал, какие сцены из своих киноработ любит больше всего. Подробнее — в материале «Сноба»
«Раньше было другое время», 1987
«Я буду вспоминать об этом времени как о счастливых днях своей жизни, несмотря на все ограничения и трудности. Вчера я закончил свой первый фильм. Игровой. Две части. Фильм неважный, но он первый. И поэтому, наверное, останется любимым», — писал Алексей Балабанов в своём дневнике, 1986.
Первый фильм Балабанова — выпускная работа на Высших курсах сценаристов и режиссеров, которые он окончил в 1990 году. Алексей Октябринович больше всего гордится сценой в кафе, для которой пригласил своего друга — молодого Славу Бутусова — исполнить авторскую песню. Люди сами пришли послушать любимого музыканта, а режиссер смог снять игровую сцену с массовкой совершенно бесплатно. Через год из этого эпизода был смонтирован клип на одну из самых успешных песен «Наутилуса Помпилиуса» — «Взгляд с экрана».
«Брат-2», 2000
«Да ладно, чё ты? По-моему — очень хорошая штука. Она не понимала, а он сомневался. Сняли три дубля. Я много дублей не снимаю».
У Балабанова все по-настоящему: в нескольких эпизодах культового фильма появилась телеведущая Лиза, роль которой исполнила настоящая американская телеведущая. Сначала она сбила на автомобиле Данилу Багрова, а потом отвезла к себе домой и переспала с ним после слов «да ладно, чё ты?». К слову, в «Брате-2» настоящей была не только телеведущая, но и американские проститутки и полицейские, хотя по закону задействовать их в киносъемках было запрещено. Съемки проходили в неблагополучных кварталах, куда обычным людям лучше не заходить. Однако даже там нашлись поклонники первой части «Брата», у которых была видеокассета с фильмом на английском языке.
«Война», 2002
«Вы помните сцену, где они идут по леднику? Герои и англичанин. Ну как это может быть некрасиво? Они по пояс голые идут по снегу. Солнце светит. Там тепло и снег».
«Там такая энергия была сильная. Я когда увидел — сразу понял, что это кино. Я уже потом сценарий написал».
Идея сценария пришла режиссеру после того, как он увидел по телевизору обезглавленных английских инженеров, работавших в Чечне. Сам Балабанов приезжал на Северный Кавказ во время Второй чеченской войны, чтобы понять, что действительно там происходит. Алексей Октябринович стремился снять достоверный фильм: он общался с бывшими пленными, путешествовал по Кабардино-Балкарии, встречался с командующим войсками в Чечне генералом Виктором Казанцевым, просматривал хронику. Сцены плена снимал в настоящей яме, грязной и сырой: такое решение было принято, чтобы актеры играли более убедительно. Большинство съемок проходило недалеко от мест, где шли боевые действия — съемочную группу охраняли собровцы.
«Река», 2002
«Я смонтировал 40 минут, и эти 40 минут поехали на Венецианский фестиваль, и был успех».
Трагичный фильм, в основу сценария которого легла книга писателя-этнографа Вацлава Серошевского «Предел скорби». Кино Алексей Балабанов не закончил из-за аварии: в автокатастрофе погибла Туйара Свинобоева, исполнявшая одну из главных ролей. Режиссер отказался от дальнейшей работы над проектом. Спустя год фильм о глухой якутской тайге все же был закончен, но в короткометражном формате — в память о якутской актрисе. Балабанов считал, что «Река» могла стать его лучшей работой, а Туйара Свинобоева — известной актрисой. Незавершенная картина послужил импульсом для создания киноленты «Кочегар».
«Жмурки», 2005
«Я просто хотел сделать чёрный фильм, где все — знаменитые артисты. Мне было интересно сделать такой дурацкий фильм. Я сделал. Люди смеялись».
«Я очень много бандитов знаю, я в баню хожу» — так у Алексея Балабанова появилась идея снять черную комедию про бандитов в Нижнем Новгороде. Это город, где он учился, жил, и где стоял все тот же автомат с газировкой, что и в его детстве. Интересно, что большинство актеров были утверждены на свои роли без проб. А еще режиссеру было интересно увидеть Никиту Михалкова в комедийном образе карикатурного криминального авторитета Михалыча. Так Алексей Балабанов примерил стиль Квентина Тарантино на Россию 90-х: за время съемок было израсходовано 50 литров бутафорской крови, а слоганом фильма стала фраза: «Для тех, кто выжил в 90-е».
Автор: Татьяна Козлова