Все новости

Ментоловые слезы. О фильме «Главная роль»

30 июня в прокат выходит «Главная роль» — фильм аргентинских режиссеров Мариано Кона и Гастона Дюпра, где сыграли Пенелопа Крус, Антонио Бандерас и Оскар Мартинес. Герои картины — знаменитые кинематографисты, которых нанял миллиардер на съемки нового фильма, обязанного стать шедевром. Кон и Дюпра показывают закулисную жизнь по-детски соревнующихся друг с другом звезд. О силе простого кино — в материале «Сноба»

27 июня 2022 9:47
Кадр из фильма «Главная роль»
Фото: пресс-служба Про:взгляд

Одним абзацем

«Главная роль» — ирония над миром фестивального кино, где от авторов ждут каких-то откровений, от актеров — умопомрачительных перформансов, а они уже ничего не могут и работают ради денег. Режиссерский дуэт Мариано Кона и Гастона Дюпра не издеваются над своими героями, а сочувствуют их беспомощности. Теплая авторская интонация отличает «Главную роль» от большинства злых работ, потому что их цель не в высмеивании пороков человеческих, а в отражении печальной действительности.

Подробно

Пятитонный валун висит над двумя актерами Иваном Торресом (Оскар Мартинес) и Феликсом Риверо (Антонио Бандерас), эксцентричная режиссерша Лола (Пенелопа Крус) предлагает им разыграть диалог из будущего фильма. Сначала они читают реплики с опаской, но потом выдают перформанс. Оказывается, что валун — это бумажный муляж.

Кадр из фильма «Главная роль»
Фото: пресс-служба Про:взгляд

На разрушении пафоса и напряжения построена «Главная роль» или, в точном переводе, «Основной конкурс»/Competencia oficial, аргентинских режиссеров Гастона Дюпра и Мариано Кона. Дуэт снимает интеллектуальные комедии, перенося диалоги, героев и сценарные приемы из проекта в проект. В их предыдущей полнометражной работе «Почетный гражданин» (2015) нобелевский лауреат по литературе Даниэль Мантовани (Оскар Мартинес) спустя 40 лет после переезда в Барселону посещает родной городок в Аргентине. Он встречается со старым другом Антонио (Дади Бриева), женатым на давней возлюбленной писателя Ирен (Андреа Фрихерио). Антонио завидует Даниэлю, называет его своим братом, чтобы в финале из ревности устроить на него охоту. В «Почетном гражданине» авторы создали сложный психологический портрет главного героя, одновременно высокомерного и общительного, чуткого и эгоистичного. Он говорит важную фразу администратору отеля Рамиро, который дал почитать ему свой рассказ: «Простота и ясность могут быть ниспровергающими и будоражащими… Умение писать просто — всегда проявление многогранности писателя».

Дюпра и Кон создают безыскусное на первый взгляд кино: у них нет виртуозной камеры, стильного освещения и сложного сюжета. Зато всегда есть четкий концепт: в «Почетном гражданине» это изображение жизни маленького аргентинского города Салас, в котором можно увидеть тысячи таких же, с похожими жителями. В «Главной роли» интереснее всего передана ирония над звездами искусства, которые изо всех сил пытаются кому-то что-то доказать.

Миллиардер Умберто (Хосе Луис Гомес) хочет увековечить свое имя, поэтому решает стать продюсером фильма — нанимает лучшего режиссера и актеров для экранизации книги нобелевского лауреата «Соперничество». Ее сюжет идентичен истории писателя Даниэля, которую он рассказал таксисту: два брата соперничают друг с другом, идут на предательство и убийство ради возлюбленной, проститутки Лусии. Актеры Иван и Феликс кажутся полными противоположностями. Один находится в образе мудрого, скромного старца, преподающего в институте актерское мастерство, а другой более успешен в карьере, на каждую вечеринку приходит с новой девушкой и мастерски «торгует» лицом. Оба профессионалы с множеством наград, но во время репетиций между ними начинается ребяческое соперничество, хотя никого из них не ждет награда. Тонкости актерской игры — наибольшее достоинство «Главной роли», попавшей в основной конкурс Венецианского кинофестиваля 2021 года.

Кадр из фильма «Главная роль»
Фото: пресс-служба Про:взгляд

Режиссерский дуэт Дюпра и Кона через своих героев высмеивает фестивальный быт, знакомый любому, кто побывал в Каннах, Венеции, Берлине или Сан-Себастьяне. Уставшие от однотипных вопросов именитые режиссеры идут рука об руку с напыщенными актерами по красной дорожке и улыбаются вспышкам фотоаппаратов. Авторы показывают другую сторону светской жизни, где гиганты превращаются в муравьев. Для раскрытия творческого потенциала эксцентричная Лола, рабочий сценарий которой похож на аппликацию, проводит ряд тренингов, в том числе уничтожая свои и чужие награды и премии. Она кидает в утилизирующий аппарат своего «Золотого льва» и «Золотую пальмовую ветвь», их «Золотые глобусы» и Кубки Вольпи, чтобы они забыли о своем статусе и начали работать. Девятидневные репетиции доказывают, что Лола, Феликс и Иван — одновременно подделки и безумно талантливые люди, которым нечего сказать. Дуализм их существования отражен в разрушающем пафос тоне фильма: заболевший раком актер оказывается здоров, Лола постоянно рассуждает о высоких материях, а потом танцует танец-мем Backpack Kid. Старлеткам нужно «дуть щеки», потому что ничего другого им не остается.

Кадр из фильма «Главная роль»
Фото: пресс-служба Про:взгляд

Хотя Дюпра и Кон создали комедию, у картины печальная интонация. Они видели подобных людей в индустрии, знают их судьбы и проекты — их должны были взять в Канны, но они попали на второсортные фестивали. Поэтому авторы изображают своих героев с любовью: дома у Ивана живет милый котик, Лола одета в супермодные наряды, а Феликс пытается убрать жир с живота при помощи специального аппарата. В финале Лола обращается напрямую к зрителю и говорит, что некоторые фильмы кончаются на титрах, а другие продолжают свою жизнь после затухания лампы проектора. «Главная роль» — второй вариант.

Читайте также

В эти выходные в Москве жарко. Где можно искупаться, позагорать или покататься на вейкборде и сапах — читайте в подборке «Сноба».

Дарья Андреева

Драматург Алексей Житковский перенес действие романа Сервантеса в Россию XXI века, в период проведения чемпионата мира по футболу. О похождениях Дон Кихота и Санчо Пансы «Сноб» поговорил с исполнителями главных ролей Василием Уриевским и Павлом Комаровым.

Дмитрий Елагин

23 июня в онлайн-кинотеатре START вышли первые эпизоды сериала о жизни детдомовцев «Жиза», режиссерский дебют актера Арсения Робака. Подробнее — в материале «Сноба».

Вступайте в клуб «Сноб»!
Ведите блог, рассказывайте о себе, знакомьтесь с интересными людьми на сайте и мероприятиях клуба.