Сцена из спектакля «Усадьба Ланиных»
Сцена из спектакля «Усадьба Ланиных» Фото здесь и далее: пресс-служба РАМТа

Пьеса полна ярких описаний пробуждающейся природы, на дворе — самый конец апреля, когда вокруг все расцветает. На сцене же — сплошной монохром (художник Максим Обрезков). Огромный фасад дворянской усадьбы — копия фасада самого РАМТа — также выполнен в темно-серой, неприметной глазу гамме. Почему режиссер и художник приняли такое сценографическое решение? В замечательном буклете к спектаклю Алексей Бородин говорит, что многие артисты заряжаются энергией, когда видят на сцене главный вход в театр. Выглядит он действительно эффектно и рождает много разных ассоциаций: театр-дом, само здание РАМТа — тоже своего рода усадьба, с более чем столетней историей, хранящая память прошлых поколений. Серый же — доминирующий цвет как в сценографии, так и в костюмах (художник по костюмам Мария Данилова) — отсылает зрителей к черно-белым фильмам, в которых главными были не цвет и звук, а мимика и жесты артистов. К тому же эта «серость» с лихвой компенсируется волшебным, чарующим светом (художник по свету Руслан Майоров), завораживающей музыкой Александра Девятьярова и красотой изысканных мизансцен. 

На сцене царит типичная чеховская атмосфера: большая семья Ланиных принимает гостей, все чинно пьют чай, беседуют на отвлеченные темы, ходят на озеро ловить рыбу и ведут совершенно праздный образ жизни. Управляет всем отец семейства, старший Ланин (Андрей Бажин). Вдовец, давно потерявший жену, он почти каждый день совершает длинный путь к ней на могилу. Старик, но еще бодрый, активный. Он олицетворяет собой незыблемость и святость давно сложившегося уклада и в то же время постоянно, исподволь побуждает окружающих жить эту жизнь напропалую, наслаждаться каждым ее мгновением.

Сцена из спектакля «Усадьба Ланиных»
Сцена из спектакля «Усадьба Ланиных»

Поначалу тем не менее кажется, что все тут течет своим чередом, без каких-либо потрясений. Но за внешним умиротворением и правда скрывается острая жажда новых ощущений и, конечно, любви. Старшая дочь Ланина Елена (Анна Тараторкина) не случайно позвала в гости семейную пару: она влюблена в профессора Фортунатова (Максима Керина), человека возвышенного, немного странного, нелепого, но трогательного в своей наивности. Жена его, надменная красавица Мария (Дарья Рощина), мужа презирает, откровенно признается, что ей нужен совсем другой человек, — и легко и быстро находит его в муже Елены, Николае Николаевиче (Денис Баландин). 

Впрочем, Мария не единственная, кто влюблен в слегка высокомерного, заносчивого и довольно грубого Николая Николаевича. Наташа, дочь Елены от первого брака (Анастасия Волынская), оказывается, тоже влюблена в своего отчима. Она еще совсем дитя: порывистая, несдержанная, резкая, она не скрывает своих чувств. О них догадываются буквально все: и сама Елена, ее мать, и Николай Николаевич, и друг семьи Тураев (Евгений Редько), давно и безнадежно страдающий от неразделенной любви к Елене, и младшая дочь Ланина Ксения (Яна Палецкая, играет в паре с Марией Туровой).

Анна Тараторкина и Евгений Редько
Анна Тараторкина и Евгений Редько

При первом рассмотрении — это чистая мелодрама, рискующая обернуться пошловатым водевилем. Если прибавить сюда еще и несдержанного гимназиста Колю (Андрей Лаптев), постоянно пытающегося затеять ссору и вызвать на дуэль Николая Николаевича под самыми немыслимыми предлогами, и нарочито милующихся Ксению с ее женихом, которые вот-вот поженятся, — получится откровенно сериальный сюжет.

Но мэтр Бородин не позволяет этой истории стать мелкой и обыденной. За всеми этими любовными многоугольниками проступает чеховское стремление к «другой» жизни, к переменам, к необузданности, внезапности и авантюрам. И перемены эти случаются. Обуреваемые нахлынувшими на них чувствами, герои сами не замечают, как меняются и меняют мир вокруг себя. Николай Николаевич, поддавшись чарам Марии, внезапно оживает, в нем просыпается пылкий юношеский задор. На глазах зрителей буквально все приходит в движение: поднимается ветер, развевается белый тюль, поворотный круг сцены крутится все быстрее и быстрее. Все сильнее и сильнее герои хотят ухватить свое счастье за хвост. Не всем это удается… Но внутренние трансформации происходят со всеми. Словно с ними случается бунинский «солнечный удар»: яркая вспышка, буря страстей, которые постепенно затухают.

Наташа, чуть было не погибнув от несчастной любви, взрослеет на глазах. А когда заболевает старший Ланин — и вовсе превращается в умудренную опытом женщину. И признается, что рада тому, что ей довелось пережить. 

Анастасия Волынская
Анастасия Волынская

Елена, поняв, что Фортунатов не ответит ей взаимностью, смиряется, и в этом смирении есть какое-то глубинное понимание жизни и ее законов. Успокаивается и гимназист Коля, и бедный Тураев, под конец решившийся объясниться с Еленой. Успокаиваются все: и нашедшие свою любовь, и потерявшие ее. 

А в воздухе меж тем уже витает предчувствие грядущих перемен и неизбежной катастрофы. «Вишневый сад» наверно продан, даже статуя Венеры XVIII века, которой так гордится старший Ланин и которая незаметно «подмигивает» героям в течение всего действия (самой Венеры зрители не видят, только мощный луч света говорит о ее присутствии), как будто «гаснет» и уходит в тень. 

Раздается раскат грома, возвещающий о закате эпохи: не будет больше балов, неспешных чаепитий, всего этого мирного благолепия. Собравшиеся на свадьбу Ксении молодые гости, в легких белых одеждах, непринужденно вальсирующие, легко и беззаботно «влетающие» в пространство усадьбы, незаметно покинут ее. Что ждет их в будущем? Через пару лет? Война, революция, одна беда за другой… 

Сцена из спектакля «Усадьба Ланиных»
Сцена из спектакля «Усадьба Ланиных»

Грозным предзнаменованием становится и смерть старшего Ланина. Время, описанное Борисом Зайцевым, неминуемо подходит к концу. Оно останется в воспоминаниях, на черно-белых снимках, и будет оживать в памяти лишь на короткие мгновения. Так Алексей Бородин возродил его на полтора часа действия спектакля, придав потертым, посеревшим, покрытым пылью временам ускоренный пульс жизни. В его постановке содержится и очевидное обращение к сегодняшнему зрителю, которому не стоит забывать, насколько мимолетно счастье, как важно дышать полной грудью и ощущать прелесть бытия.  

Автор: Дарья Андреева