Археологи обнаружили новые свидетельства военного конфликта в Трое
Вышел 110-й номер журнала «Сноб»
Пропавшую в австралийском заповеднике туристку нашли живой спустя 12 дней
В Италии подросток вырыл на пляже тоннель из песка и задохнулся в нем
Культура

Может ли искусство, созданное машиной, стать классикой

19 июня на Новой сцене Мариинского театра прошла премьера мистической оперы «Мандрагора» — первого в мировой истории музыкального спектакля, завершенного с помощью ИИ. Постановка стала центральным культурным событием ПМЭФ и фестиваля «Звезды белых ночей», обозначив новый этап в развитии синтеза искусства и технологий. О том, как создавалась опера и стоит ли бояться нейросетей в творчестве, рассказывают композитор Петр Дранга и Владислав Крейнин, старший вице‑президент, директор департамента маркетинга и коммуникаций Сбера
Фото: пресс-служба

 «Мандрагору» 150 лет назад задумал П. И. Чайковский и его друг, профессор ботаники С. А. Рачинский. Опера осталась незавершенной великим композитором. Единственный фрагмент, который он успел написать, — выдающийся по выразительности «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь». Полный сюжет «Мандрагоры» был изложен Рачинским в письме к брату композитора — Модесту Чайковскому.

Однако благодаря Петру Дранге и нейросетям «Сбера» — SymFormer, Kandinsky и GigaChat — опера была дописана и уже совсем скоро будет представлена публике. Многоуровневые декорации, видеомэппинг и оригинальные костюмы, также созданные с помощью технологий искусственного интеллекта, обеспечат атмосферу мистики.

Какова история этого проекта «Сбера»? Почему была выбрана именно эта опера?

Владислав Крейнин: Прошлым летом мы встретились с Петром Дрангой и обсуждали, какое музыкальное событие можем подготовить для нашей конференции «AI Journey», которая проходит каждую осень, как показать потенциал искусственного интеллекта в музыке и силу его влияния на музыкальную индустрию.

У Петра возникла идея взять неоконченную оперу Чайковского и дописать ее с участием нашей нейросети SymFormer, а либретто доработать совместно с еще одной нашей нейросетью — GigaChat. Это стало логичным продолжением всей нашей предыдущей работы: с помощью Kandinsky мы восстанавливали картины, утраченные во время Великой Отечественной войны, в партнерстве с несколькими крупными музеями. Этот проект назывался «Возрожденная коллекция».

Петр Дранга: Когда мне предложили взяться за восстановление оперы Петра Ильича Чайковского «Мандрагора» в соавторстве с искусственным интеллектом, я ни минуты не сомневался. История этой оперы, задуманной Чайковским и его другом Сергеем Рачинским, и ее потрясающий сюжет не могут не захватить. Рыцарь, пытающийся добиться любви девушки, решает прибегнуть к помощи магии — вырвать из земли корень мандрагоры, который поможет ему осуществить заветное желание. Но неожиданно мандрагора сама превращается в прекрасную девушку и влюбляется в рыцаря… Уже из этой завязки понятно, что кому‑то придется собой пожертвовать.

Чайковский успел написать великолепный «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь», но друзья отговорили его продолжать: им показалось, что опера не будет иметь успеха. А вот мои друзья, наоборот, сподвигли меня заняться этим произведением. Для меня самое большое напряжение — бездействие и незнание, что делать, а здесь я четко знал, что от меня требуется.

В начале работы мы поехали в музей Чайковского в город Клин, в дом, где он жил. Это была замечательная поездка: мы встретились с директором музея и хранителем, они предоставили нам черновики, показали разные материалы, необходимые для этой работы.

Какие были эмоции в процессе работы? Не страшно было «замахнуться» на такую громаду, как Чайковский, да еще с таким пугающим сегодня многих инструментом, как искусственный интеллект?

Когда не знаешь — тогда становится страшно. Действительно, мы сегодня не все знаем про этого «зверя» — искусственный интеллект — и не можем всего предугадать. Но в контексте развития нашего мира я прежде всего обращаю внимание на потрясающие функции новых технологий, которые снимают с человека рутину и открывают возможность сосредоточиться на творчестве.

Как технически проходила работа над оперой?

Я ранее слушал «Хор цветов и насекомых», и художественное направление этой оперы мне было в целом понятно. Безусловно, я вносил художественные краски как композитор и писал музыку, вдохновившись историей в первую очередь, потому что музыка всегда пишется на либретто. Я очень бережно относился к авторству композитора, к стилевым «крючкам» и направляющим, которые были изначально заданы в контексте создания оперы.

Я настолько увлекся работой, что вообще перестал следить за временем: начинал писать часов в восемь утра и заканчивал поздней ночью.

Что касается процессов с искусственным интеллектом, то этим занималась большая команда специалистов. Над всем этим работает команда, но, естественно, задача поступает от человека, а искусственный интеллект ему помогает.

Насколько оправдано привлечение искусственного интеллекта для создания произведений искусства? Ведь творческий процесс все‑таки трудно роботизировать.

Сейчас искусственный интеллект помогает во многих сферах, и искусство — не исключение. Это не значит, что мы можем позволить себе лениться. Но это значит, что мы можем гораздо больше сконцентрироваться на искусстве, на художественном выражении, а остальное помогут сделать технологии.

И все же, может ли такое искусство, созданное машиной, стать классикой?

Я верю, что произведения, созданные при участии ИИ, уже сегодня могут становиться частью культуры и современной классики. Но и в то же время убежден, что ценность художника-человека — с его внутренним миром, эмоциями и интуицией — будет только возрастать. Ведь именно он задает направление, формулирует замысел и наполняет результат смыслом. А технологии искусственного интеллекта в этом процессе становятся не заменой, а мощным инструментом, соавтором и помощником, способным раскрыть и усилить творческий замысел.

На мой взгляд, как раз с помощью разработанных нами подходов — к декорациям, хореографии, исполнению, музыкальному материалу — создается прецедент, который вполне может стать классикой. Сегодня один из талантливейших музыкантов своего поколения, музыкант и композитор Петр Дранга с помощью этого инструмента сделал удивительную работу, и она уже ставится на сцене одного из самых престижных музыкальных театров нашей страны. Думаю, этот пример вдохновит создавать музыкальные и прочие творческие произведения в широком масштабе.

0
0

Подписывайтесь на наши соцсети:

Телеграм ВК Дзен

Читайте также

Памяти Ани Желудь. Искусствоведы, галеристы и кураторы вспоминают художницу

«Я волнуюсь не только за себя»: Евгения Дмитриева — о совместной работе с мужем и театральной премьере