Музыка, которую лучше один раз увидеть: ключевые события мультимедийного фестиваля «Биомеханика»
Инсталляции, цифровые произведения, перформансы со светом, видео и хореографией — как далеко может уйти музыка от привычных форматов? На третьем фестивале «Биомеханика», где с помощью технологий воплощаются самые неординарные музыкальные идеи, можно узнать о трендах современной композиции. «Сноб» подготовил гид по мероприятию
Выставка «Электрические сны»
Когда: с 23 января по 15 марта
Где: пространство «Артемьев», Большая Никитская, 11/4с1
Фестиваль откроется экспозицией работ композиторов и медиахудожников. Не стоит ждать здесь привычной музейной тишины — почти все объекты и инсталляции звучат и движутся. На выставке можно поиграть в интерактивные шахматы или увидеть, как автомобильные детали преобразуются в единый сложно устроенный музыкальный инструмент. Сразу несколько работ представляют собой нестандартные формы видео-арта, где изображения и звуки генерируются вживую. Выставка проходит в новом арт-пространстве консерватории, названном в честь выдающегося советского композитора-электроакустика Эдуарда Артемьева.
Презентация альбома композитора Александра Хубеева
Когда: 23 января
Где: ДК Рассвет, Столярный переулок, 3, корп. 15
Александр Хубеев, еще один электроакустик и сооснователь фестиваля, выпустил свой первый сольный альбом на FANCYMUSIC. Главное в альбоме — струнный квартет «Тактильные иллюзии», выполненный совсем не классически: скрипки, альт и виолончель располагаются не в руках у музыкантов, а на столах перед ними, к инструментам прикреплены дополнительные объекты, которые вместе с электроникой изменяют звучание до неузнаваемости. Обсудить услышанное можно будет с самим автором.
Концерт-презентация Алины Ежаковой
Когда: 25 февраля
Где: пространство «Артемьев», Большая Никитская, 11/4с1
Электроакустика очень активно развивается и в регионах — на «Биомеханику» приедет екатеринбургская пианистка Алина Ежакова. В родном городе она руководит ансамблем InterText и знакомит слушателей с работами современных композиторов. Ее концерт пройдет в нестандартном формате, вместо классического рояля Алина сыграет на всевозможных вариантах клавишных: синтезаторе, клавесине, дисклавире и даже игрушечном пианино.
Концерт-презентация Михаэля Байля
Когда: 4 февраля
Где: пространство «Артемьев», Большая Никитская, 11/4с1
Немецкий композитор Михаэль Байль — один из хедлайнеров фестиваля. Он уже 20 лет объединяет музыку и мультимедиа, его композиции считаются хрестоматийными. Байль делает отсылки к массовой культуре, практикует экспериментальный видеомонтаж, использует иллюзионистов и каким-то образом помещает в свою музыку игровые автоматы — в общем, раздвигает, как может, границы жанра. Он нечасто дает интервью, а на презентации будет возможность узнать о его творчестве из первых уст и увидеть живые исполнения двух произведений.
Выступление ансамбля N’Caged
Когда: 5 февраля
Где: Рахманиновский зал Консерватории, Большая Никитская, 11
Все четыре солиста квартета N’Caged владеют разными певческими техниками и стилями — от классической оперы до рока и рэпа. Они — главные участники проектов, связанных с современный оперой, а основная площадка, где их можно услышать, — «Электротеатр Станиславский». Недавно N’Caged отметили десятилетие и подошли к юбилею с внушительным репертуаром сочинений, специально для них написанных. Но на «Биомеханике» они исполнят премьерные композиции.
Концерт-презентация Сергея Полтавского
Когда: 8 февраля
Где: пространство «Артемьев», Большая Никитская, 11/4с1
Альтист Сергей Полтавский выступал с большими российскими оркестрами, устраивал перформанс на Дягилевском фестивале и даже проводил свой собственный фестиваль. Полтавскому интересен не только альт, но и все, что находится в диапазоне от барочной виолы д’аморе до электронных струнных. А давнее увлечение компьютерами привело артиста к тому, что он уже несколько лет занимается программными разработками в ЦЭАМ — Центре электроакустической музыки Московской консерватории. На концертах Полтавский выступает как исполнитель и инженер, управляя во время игры различными электронными процессами. На презентации фестиваля он расскажет о своих опытах с электроакустикой и попробует объяснить, как устроены произведения с технической точки зрения.
Заключительный концерт фестиваля — «Алгоритм»
Когда: 9 февраля
Где: Рахманиновский зал Консерватории, Большая Никитская, 11
Ударное завершение «Биомеханики» случится в прямом и переносном смысле слова. Солисты CEAM Percussion — молодые, но уже известные музыканты. На фестивале барабаны, маримбы и вибрафоны соединяются со специально созданными объектами и бытовыми предметами. Это выступление пройдет в Рахманиновском зале консерватории, так что привычное для музыкальной публики пространство откроется с совершенно неожиданной стороны.
Подготовила Ирина Севастьянова