«Музыка — лучший способ коммуникации». Французский дирижер Клеман Нонсьё — о концерте под открытым небом, музеях и выступлениях в России
Клеман, вы когда-нибудь давали концерт в формате опен-эйра?
Да, причем также с Российским национальным оркестром и с лауреатами конкурса имени Чайковского. В августе прошлого года мы выступили в Калининграде, под стенами Кафедрального собора в рамках фестиваля «Территория мира — территория музыки». Для меня это был впечатляющий опыт, объединивший звучание солистов, оркестра и уникальное историческое пространство Соборной площади острова Канта.
А в чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы концертов под открытым небом?
Плюсы — это, конечно, возможность насладиться чудесными видами и природой во время концерта. Только если не будет дождя! Я бы сказал, что минусов не так много, есть технические трудности. В формате опен-эйра совершенно другая акустика, нежели в концертном зале. И перед выступлением на открытой площадке важно правильно выстроить звуковой баланс — отстроить звук, микрофоны, чтобы и солисты, и оркестр были единым целым.
За два года пребывания в России вы успели выступить почти со всеми нашими крупными оркестрами. В чем особенность Российского национального оркестра?
Это потрясающий коллектив, с которым я имею честь сотрудничать уже не в первый раз. В РНО играют блистательные музыканты, с которыми ты ощущаешь особую связь на сцене. Взаимодействовать с исполнителями такого высокого уровня для меня огромная радость. Но в то же время и некий вызов самому себе, ведь я пока молодой дирижер.
Что можете сказать о скрипаче Павле Милюкове, который также выйдет на сцену?
Павел — один из немногих музыкантов, умеющих приковать к себе внимание с первых же звуков. Мы выступали вместе в Московской филармонии, и я отметил для себя, насколько он артистичен, харизматичен, техничен в игре. Этот артист обладает особой силой личности, свободно чувствует себя на сцене, ведет тонкий диалог с оркестром.
Мы беседуем на английском, но я слышала, как вы прекрасно говорите по-русски. А на каком языке общаетесь с музыкантами оркестра?
Я считаю, важно хотя бы на базовом уровне говорить на языке той страны, в которую ты приезжаешь. Это помогает понять друг друга и невероятно сближает. Между исполнителями и дирижером, между иностранцем и местной публикой есть некое стекло, которое является барьером в коммуникации. И чтобы разбить это стекло, сформировать эту связь, нужно обязательно общаться с музыкантами на одном языке. Для меня это еще и дань уважения стране, которая меня пригласила выступать. Я за год выучил русский, и благодаря этому у меня в России появилось много друзей, возникли новые творческие контакты. Но если бы я начал работать, скажем, в Китае, я бы начал учить и китайский.
Насколько вы уже себя чувствуете сопричастным музыкальной жизни нашей страны?
Я действительно много выступаю с российскими оркестрами, в том числе в регионах — был в Калининграде, Новосибирске, Казани, Тюмени, Нижнем Новгороде, скоро поеду в Сочи. Очень рад открывать для себя новые места, выходить на новые сцены, знакомиться с публикой в разных городах. И здесь я хотел бы повторить свою мысль о разбивании невидимого барьера. Музыка — это лучший способ коммуникации, объединения людей, такой же, как разговор, но только без слов. Когда я работаю с российскими оркестрами, я чувствую, что мы несем важный месседж широкой аудитории. В эти непростые времена показываем, насколько важно сохранять культурные связи между странами, и доказываем, что у музыки на самом деле нет границ.
В программе концерта в том числе прозвучит музыка Игоря Стравинского. Можно ли сказать, что она сильно повлияла на французскую музыку XX века?
Да, безусловно. Она не только оказала влияние, но и во многом сформировала развитие музыкального искусства Франции. Стравинский был абсолютным новатором в области средств музыкальной выразительности, гармонии, ритма — его композиторские находки позже подхватили и по-своему интерпретировали такие композиторы, как Оливье Мессиан и Пьер Булез. Именно в Париже проходили знаменитые «Русские сезоны» Дягилева, где балет Стравинского «Весна священная» вызвал скандал на премьере. Кстати, именно «Русским сезонам» посвящена программа фестиваля «Лето. Музыка. Музей».
4 июля концерт пройдет на территории музея «Новый Иерусалим», одной из самых современных и крупных выставочных площадок в России. Какие виды искусства или направления в живописи вам наиболее близки?
Вы знаете, у меня нет каких-то особых предпочтений, я в целом люблю искусство и открыт ко всему новому. Например, мне нравится наивное искусство XX века и сегодняшнего времени — некоторые работы, которые могли бы оценить и дети. Надеюсь, что смогу сильнее погрузиться в изучение разных стилей и течений и буду рад, если найдется человек, который мне многое расскажет и со многим познакомит. За каждой картиной, объектом стоит какая-то особая история, без которой невозможно получить визуальное впечатление.
Французско-греческий композитор Янис Ксенакис, вторя Иоганну Вольфгангу Гёте, называл архитектуру «застывшей музыкой». С какой музыкой у вас ассоциируется музей?
Это очень интересный вопрос! Но должен вам сказать, что я не провожу таких параллелей. Ксенакис все же рассматривал музыку через призму математических расчетов и различного рода структур, действительно близких к архитектуре. Для меня же музыка — это про жизненные радости, простые вещи, эмоции, чувства, а музей — про историю, события, впечатления. Мне нравятся музеи, в которых можно ощущать дух времени, как Лувр, например.
В музеях ко многим музыкантам приходит вдохновение. А что вдохновляет вас?
Меня вдохновляет природа. Она наполняет меня и делает счастливее. Я не могу жить без прогулок в лесу. Люблю слушать, как поют птицы и как шумят деревья. Люблю наблюдать за животными и растениями. На природе я чувствую себя частью этого мира, словно соединяюсь с ним, впитываю окружающую атмосферу.
Беседовала Надежда Травина