
«Мы тогда еще не знали, что это и есть пик». Ростислав Хаит и Леонид Барац из «Квартета И» — про нулевые
Прежде чем зайти в ваш кабинет, я посетил артистическую уборную — и обнаружил там три шпингалета. За этим стоит какая-то история?

Слава (Ростислав Хаит): Я сам задаюсь вопросом, кто это придумал и почему это так. Но, смотрите, мы же здесь втроем сидим и пишем. Вот это кресло Сережи Петрейкова, нашего режиссера и соавтора. Очевидно, каждый шпингалет — для каждого из авторов. Они еще распределены по росту: для меня, конечно, верхний, я же самый высокий. Сережа пониже ростом, Леша — еще ниже.

Леша (Леонид Барац): Я в последнее время закрываюсь на все три. А вообще, «Три шпингалета» — прекрасное название для плохой советской пьесы.

Это про трех мальчиков история, конечно. Один повыше, другой средненький, а третий — я.
Остановимся, пока можем. Мы с вами говорим для нашего спецпроекта о 2000-х — можете для начала в общих чертах описать, что это было за время? Понятно, что 2001 и 2009 год — это совсем разные времена, но все равно.

Вторая половина 2000-х — наверное, лучшее время нашей жизни. Ну, моей — точно.

И моей. Мне кажется, для нас это был такой рубеж, переход от «старой» эпохи «Квартета И» к новой. У нас появился спектакль «День радио» — и вот с него, я думаю, началась новая… ну, не скажу эпоха, конечно. И эрой не назвать.
Скажу по-другому: мне кажется, в стране тогда возрождалось кино. Это еще в 1990-х началось, а в 2000-х оно уже прямо появилось. Появились и большие проекты типа «Ночного дозора», «Девятой роты», и авторское кино Звягинцева, Хлебникова, Германики, Сигарева. В кино вернулись деньги: появились киносети, большие кинотеатры, все эти «имаксы»…

Какие «имаксы»? Ты что, старенький?

«Аймакс» то есть, да. Все это пошло на нас единым фронтом, появилось целое созвездие хороших, больших режиссеров.
Чем это принципиально отличалось от позднего советского кино?

Я помню, что в Советском Союзе какой-то кинокритик, отвечая на вопрос, чем американское кино отличается от советского, говорил, что принципиальное отличие не в количестве шедевров и не в количестве плохих фильмов — их приблизительно одинаково. Может, в Америке их и было чуть больше, но только потому, что там индустрия помощнее, то есть это было пропорционально. А вот «среднего», «крепкого» кино в Америке было несопоставимо больше, чем у нас. Мне кажется, в 2000-х у нас как раз появилось вот это самое «крепкое» и «среднее». И мы снимаем ровно такое. Мы вряд ли являемся представителями какого-то «шедеврального» направления. Ну, и откровенное говно тоже вроде не делаем.

«О чем говорят мужчины» — знаковый фильм, хороший, потому что мы в нем на своем языке разговаривали о том, что нас волнует. И он как-то срезонировал со зрителем, со временем. Но даже я его великим не назову. В 1990-х фильмы, которые так отражали бы время, можно пересчитать по пальцам одной руки. «Гений», где Смоктуновский играет страшного бандита и, кстати, совершенно не попадает в роль, и по этому косвенно понимаешь, что там за время было. «Маленькая Вера» действительно время отражает. Или «Любовь» Тодоровского.

Это все-таки еще советские фильмы, то есть можно сказать, что это отголосок 80-х («Гений» и «Любовь» вышли в 1991 году, «Маленькая Вера» — в 1990. — Прим. ред.). Если говорить про 90-е, то это «Облако-рай». Вот это — выдающееся кино, которое абсолютно точно отражает свое время.
А «Братья»?

Тоже отражают, конечно. Мне больше нравится первый «Брат», потому что второй — это скорее комедия. А первый — очень сильное кино. Можно долго рассуждать по поводу идеологии, которая там якобы сформулирована, очень много копий сломано по этому поводу, но это в любом случае сильное кино. А говорил я все это к тому, что мы, надеюсь, на высоком уровне занимались тем самым «крепким» и «средним» кино, которое и должно быть в основе… всего.
Разве «День радио» и «День выборов» — это «среднее» кино?

Я скорее имел в виду, что «шедевр» в общепринятом понимании — это Тарковский, Герман-старший, Кира Муратова. Точно не «День выборов».

Я здесь вспомню тоже какого-то критика: он составил два списка — «любимых» и «лучших» фильмов, и они почти совсем не совпадали. Потому что «лучшие» — это именно оценка киноведов, а «любимые» — немножко про другое. Я надеюсь, что мы попадаем в разряд «любимых» фильмов. Условно, для меня такой фильм — это «Тот самый Мюнхгаузен». Шедевр ли это? Наверное, нет. Но это такая тонкая грань, про которую я решил, что…

Пошла она *****, эта грань!

Да, пошла она на фиг. Для меня «лучший» — это и есть любимый.