С чего началось знакомство галереи pop/off/art с архивом Владимира Куприянова и в каком виде он был представлен?

Активное участие галереи в представлении наследия Владимира Куприянова началось через десять лет после смерти художника, хотя в берлинском филиале, который функционировал в 2012–2014 годах, хранились его работы, и они участвовали в групповых выставках (Straight look. Групповая выставка «Современная фотография из Восточной Европы», 2012).

То, с чем пришлось работать в России, было в разрозненном состоянии, но заботливо сохранено семьёй художника. Проблема была в том, что сам Куприянов оставил списки и файлы с информацией в некотором хаосе. Периодически названия работ и даты в разных источниках противоречили друг другу. Такое часто происходит с работами в наследии, мало какой художник оставляет после себя полный перечень работ с данными и параметрами. Однако сложности возникли не только при составлении описи произведений — труднее всего было разобраться в правильности экспонирования объектов. Не к каждому произведению шла инструкция (почти ни к одному) — как правильно собирать конструкцию, как корректно подсветить и т.д.

И как вы с этим справлялись?

Основная работа как раз шла с диджитал-носителями и слайдами, где можно было посмотреть фотографии с выставки или из мастерской, рабочие файлы, с помощью которых можно было понять устройство объекта. После того как мы разобрались с основным корпусом вещей, их атрибуцией и устройством, нужно было найти источники и содержание каждой работы. Куприянов часто использовал найденные кадры, мыслил сериями и проектами, в которых концепция повлияла на форму самого произведения. Нужны были ответы на зрительские вопросы: кто изображён/почему/зачем. К сожалению, при жизни Куприянова не было выпущено полноценного издания — только отдельные каталоги к выставкам. Поэтому одна из задач была — собрать большой информативный каталог в сжатые сроки. В диджитал-архиве нашлись заметки и старые интервью Куприянова, с помощью которых удалось собрать по крупицам фактологию, связанную с работами и творчеством.

Вторая часть работы проходила с физическими объектами. Многим произведениям требовалась реставрация. Это особенно сложно, когда имеешь дело с фотографией, особенно с такой нетривиальной, как у Куприянова. Важно было учесть особенности оформления работ, на которые он обращал особое внимание: художник всегда сам подбирал рамы и крепежи. Ещё необходимо было соблюсти все нюансы, чтобы на выставке в каждой работе проявился её особый визуальный эффект (появлялась тень, возникало наложение слоёв и т.д.). Именно в этот момент, при правильном экспонировании и подсветке, работа оживает.

Владимир Куприянов — не единственный автор, чьим наследием занимается галерея. Чем работа с его архивом отличается от остальных?

Действительно, у галереи есть большой опыт работы с художественными наследиями. Главное отличие, и очевидное, при работе с архивом — отсутствие источника информации, то есть художника. На его место могут стать исследователи, которые общались или ранее изучили работы, наследники, которые знают детали творчества, или артефакты, через которые можно достать нужную информацию. Помимо решения технических вопросов, большое значение имеет интерпретация и систематизация работ, которые позволяют проанализировать искусство художника, выявить элементы преемственности и новаторства, а также оценить, какое влияние он оказал на своих коллег и на развитие изобразительного искусства в целом.

Архив Куприянова отличается своим медиумом. Фотографические материалы требуют особого обращения и специализации. К тому же фотография для российского зрителя, как ни странно, бывает сложнее для восприятия, нежели живопись.

С конца прошлого года в Москве и Екатеринбурге прошли две ретроспективы художника, а сейчас на Левашовском хлебозаводе открыта выставка «Семейный альбом». В чём её отличие от масштабных проектов в ММОМА и Ельцин-Центре?

Выставка на Левашовском хлебозаводе объединяет в себе работы из одного тематического раздела Куприянова — тема семейного альбома как артефакта целого поколения. Куприянову удаётся через личные истории и образы анонимных героев раскрывать характерные особенности советского и постсоветского общества. На выставке также представлено несколько отреставрированных объектов, которые не участвовали в предыдущих проектах.

На выставке представлены как произведения с использованием найденной фотографии, так и авторские снимки. Как эти приёмы сочетались в практике художника?

Владимир Куприянов применял исследовательский подход к фотографии. Он собирал слайды, плёнки и фотооткрытки разных периодов. Сам работал с архивами, перепридумывая способы демонстрации материала. Найденная фотография, иногда анонимного авторства, была заложницей своей ограниченной формы, Куприянов видел потенциал найденного образа и раскрывал его с помощью хитрых технических приёмов. Одна из задач фотографа — как раз таки выбрать удачный снимок. Однако он никогда не занимался нивелированием неточностей и погрешностей апропрированной любительской фотографии — наоборот, считал это маркером времени и авторским прикосновением. Опыты, которые он сам проводил с фотоаппаратом, во многом отразились в его преподавательской деятельности, которой он занимался на протяжении всей своей жизни.

Беседовала Лиза Хосуева