Пьеса «Натан Мудрый» — со сложной судьбой. Это последняя работа Лессинга, которую он написал, когда любые его публикации на религиозные темы находились под запретом в Германии. Официальной премьеры при жизни автора не состоялось, только через два года после его смерти в Берлине пьеса была представлена публике, постановка имела оглушительный успех. С приходом к власти нацистов пьесу запретили, и только в 1945 году, после капитуляции Германии, в Дойчес театр опять был сыгран «Натан Мудрый», ознаменовав начало новой эпохи немецкого театра.

Режиссёр Пётр Шерешевский, склонный переписывать классику, на этот раз строго следует сюжету, позволяя себе лишь отдельные музыкальные вставки и некоторые современные артефакты на сцене. Пространство (художник Фемистокл Атмадзас) — выхолощенное помещение цеха по переработке покрышек, где старые автомобильные шины превращаются в сырьё. Голые грязно-белые кафельные стены, горы чёрного песка, стол, стулья, холодильник, старое пианино, чайные приборы, магнитофон, античный бюст в тележке — отголоски разных эпох, культур и верований. Старые шины символизируют отношение людей к природе, которую они нещадно эксплуатируют. Пространство тем не менее не довлеет над сюжетом, не «вмешивается» в ход событий, а служит фоном, соединяющим события прошлого с актуальной повесткой.

А сюжет переносит зрителя в Иерусалим XII века, захваченный мусульманским полководцем Саладином (Евгений Овчинников), главный герой — богатый иудей Натан (Дмитрий Уросов), в его дочь Рэху (Элизабет Дамскер) влюбляется молодой рыцарь-храмовник (Антон Шварц), чудом помилованный султаном при отражении Третьего крестового похода. Рыцарь выносит Рэху из горящего дома Натана, спасая ей жизнь, и Натан всеми силами старается его отблагодарить. События закручиваются как снежный ком (постараемся обойтись без спойлеров), но в итоге оказывается, что все главные герои этой истории — родственники: Рэха — родная сестра рыцаря, оба они — племянники Саладина, а Натан, будучи не родным отцом Рэхи, остаётся их общим другом.

На фоне всех других персонажей выделяется Натан (блестящая роль Дмитрия Уросова), неподвластный никаким невзгодам, смотрящий на мир с высоты своего опыта, мудрый и справедливый, честный и неподкупный, смелый и отважный: даже стоя обнажённым под топором привратника Саладина, под угрозой смерти, он сохраняет хладнокровие и спокойствие. Именно он рассказывает Саладину притчу о кольце, подтверждающую равенство трёх религий — христианства, мусульманства и иудаизма.

Все остальные герои этой истории подвержены страстям и не всегда ведут себя последовательно. Саладин склонен к истерическим припадкам, боится собственной тени и ничего не делает без совета своей сестры Зитты (Карина Пестова) — смелой, решительной, властной женщины, которая покоряет зрителя своей красотой, грацией, изяществом манер и силой духа.

Рэха — совсем ещё дитя, милое, добродушное, наивное существо, которое и кокетничать-то толком не умеет, она изумительна в своей инфантильности, добродушии и даже капризах. А ещё она восхитительно поёт. Надо отдать должное молодой актрисе Элизабет Дамскер, которая сумела передать в этой роли все оттенки девичьей жажды любви.

Храмовник (Антон Шварц) — под стать Рэхе, но он уж слишком порывист, даже неуравновешен, склонен к необдуманным поступкам, его шатает и болтает, как листок на ветру.

Старшее поколение артистов «Шалома» органично вписалось в эту картину: Патриарх Иерусалимский (Александр Макроусов) — решителен, жесток, немилосерден; Дайя, христианка, няня Рэхи (Янина Хачатурова) — хитрая, преследующая свои интересы женщина, ведущая двойную игру.

Сюжет развивается неторопливо, действие состоит из длинных диалогов, прерываемых отдельными музыкальными вставками-зонгами (композитор Ванечка, Оркестр приватного танца). Актёры, сами себе аккомпанируя, на разный манер пропевают идеи, почерпнутые режиссёром из книг Ноя Харари: об интерсубъективности, эволюционной биологии, истории как совокупности культурных изменений. Эти зонги, с одной стороны, создают дополнительный объём, с другой — просвечивают идеи Лессинга, помещая их в актуальный контекст. Поют актёры восхитительно, мастерски превращая научный текст в лирические композиции.

Дополнительный объём создаёт и съёмка в режиме реального времени: на заднюю стену проецируются лица актёров, вычленяя мельчайшие детали мимики, позволяя взглянуть на них с разных ракурсов.

Этот спектакль провозглашает гуманизм как главный принцип существования в любые времена, терпимость и добрососедство, равнозначность всех религий мира и отказ от любых форм ксенофобии. Иудей, мусульманин и христианин равны перед богом и законом, и любые попытки нарушить это негласное товарищество ведут к катастрофе. Переработка шин, которой занимаются в спектакле работники цеха (Анна Котляр и Вениамин-Фабин Вайсенберг), «выдаёт» горы чёрного песка с вкраплением золотой крошки, что напоминает нам о жертвах Холокоста, когда в их прахе находили остатки золотых украшений. Этот песок, рассыпанный по сцене, чёрное облако дыма, покрытые золой тела актёров — всё это говорит зрителю о недопустимости повторения страшных эпизодов Истории, о ценности памяти, о заветах предков и о важности всего сущего на Земле.

Подготовила Дарья Андреева