Кадр из фильма  «Король комедии»
Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Король комедии»

Видеоверсию материала смотрите здесь.

Фильм Мартина Скорсезе «Король комедии» вышел на экраны 18 февраля 1983 года и, несмотря на положительные отзывы критиков, провалился в прокате. Подвела его рекламная кампания: мрачную картину про жестокое закулисье телевидения тогдашние зрители сочли слишком тяжелой. Только многие годы спустя «Короля комедии» стали называть одним из самых глубоких высказываний о «токсичном» фанатизме — типе нездоровой привязанности, когда поклонники знаменитостей делают безумные вещи, чтобы обратить на себя внимание кумиров.

Автор сценария Пол Циммерман написал фильм под впечатлением от статьи в журнале Esquire. В ней рассказывалось о человеке, который каждый день смотрел вечернее шоу Джонни Карсона и делал странные пометки личного характера в своем дневнике. Например, там могло быть записано: «Джонни разочаровал меня сегодня», как если бы зритель был лично знаком с телезвездой. Хотя Циммермана вдохновил именно этот пример, в США 1980-х случались и куда более вопиющие эпизоды одержимости шоу-бизнесом. В одних случаях звезд сутками напролет преследовали охотники за автографами и папарацци, в других — настоящие психопаты вроде членов культа «Семья», которые в 1969 году убили американскую актрису Шерон Тейт.

Кадр из фильма  «Король комедии»
Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Король комедии»

В «Короле комедии» Де Ниро играет как раз такого психопата. Его герой Руперт Папкин — неудачливый шутник в нелепом пестром костюме, одержимый идеей стать знаменитым юмористом. Каждый день Руперт смотрит «Вечернее шоу» Джерри Лэнгфорда и мечтает выступить с ведущим на одной сцене. При этом он совсем не умеет шутить, общаться с людьми и в целом ведет себя как надоедливый ребенок. На первый взгляд Папкин кажется безобидным, но это не так.

Успехи во сне и наяву

Руперт постоянно фантазирует о грядущей известности. Например, он знакомится с Лэнгфордом — и секундя спустя они вместе сидят в ресторане и общаются как давние друзья. Чуть позже зрителю становится понятно, что сцена с ужином происходит в мечтах героя. И таких «ловушек» от «ненадежного рассказчика» по сюжету раскидано очень много. В финале грань между правдой и вымыслом размывается окончательно. Руперт похищает своего кумира и в обмен на его свободу просит руководителей канала дать ему выступить с юмористическим монологом в вечернем эфире. Преступление оказывается таким громким, что Папкин на самом деле становится звездой. Или не становится — если зритель герою не верит.

Снимать кино про психопата Мартину Скорсезе было, по его собственным словам, «неприятно и тревожно». Режиссер вспоминал, что не мог просматривать отснятый материал из-за «слишком раздражающего» главного героя картины. На атмосферу в фильме повлияло и состояние его создателя: Скорсезе появился на площадке «Короля комедии» сразу после съемок «Бешеного быка», тяжело болел пневмонией, был истощен и очень «встревожен» сюжетом картины.

Кадр из фильма  «Король комедии»
Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Король комедии»

При чем тут «Джокер»

В «Короле комедии» сформулирован социальный комментарий, который сегодня звучит даже актуальнее, чем в 1983 году. Фильм, с одной стороны, разоблачает шоу-бизнес, с другой — показывает, как во времена политической и экономической нестабильности сами зрители предпочитают жить в красочном вымышленном мире коммерческого телевидения, чем только усугубляют свои проблемы. Руперт настолько погружен в свои фантазии, что отказывается верить даже в смерть собственной матери и продолжает общаться с умершей в своем воображении как ни в чем не бывало. Инфантильному герою нечего делать в реальном мире, где он не наделен талантом, беден и одинок. Придумать себе другую жизнь для Папкина — единственный способ продолжать жить.

В 2019 году режиссер Тодд Филлипс снял своеобразный ремейк «Короля комедии» — фильм «Джокер», где неудачник с нарушениями психики точно так же жаждет славы и добивается ее через провокацию, физическое насилие. Даже концовка у фильмов очень похожая, с той лишь разницей, что герой Хоакина Феникса становится не телевизионной звездой, а символом революции. Современный Руперт Папкин в лице Джокера во много раз опаснее героя первоисточника. Мир его фантазий не герметичен, он выплескивается на улицы Готэма и погружает город в нескончаемый хаос. В 1980-х история «Короля комедии» содержала в себе предостережение, просьбу быть милосерднее к аудитории, к которой телевизионная индустрия не прислушалась. «Джокер», в свою очередь, — это окончательный вердикт обществу потребления. От накопившихся за 40 лет социальных противоречий оно рискует сдетонировать уже совсем скоро — и тогда на смену суровой реальности придет еще более жестокая фантазия.

Автор: Егор Спесивцев