Александр Устинов — «Салют Победы 9 мая 1945 года», 1945, собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Фото: из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва

9 мая 1945 года в ознаменование Победы над нацистской Германией Москва озарилась салютом Победы. Были даны 30 артиллерийских залпов из тысячи орудий. Этот салют стал символом конца войны, когда страна впервые за долгие годы смогла по-настоящему праздновать — без страха, без потерь, с надеждой на светлое будущее.

Ольга Игнатович — «В перерыве между боями. Калининский фронт», 1943, собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Фото: из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва

Ольга Игнатович — одна из самых известных женщин-фотокорреспондентов времен войны. Сделанные ею кадры использовались как доказательства преступлений фашистов на Нюрнбергском процессе. С 1941 по 1943 год Ольга оказалась на фронте и работала в газете 30-й армии Калининского фронта «Боевое знамя». Тогда был сделан один из самых известных кадров — «В перерыве между боями. Калининский фронт». Героем фото стал летчик-истребитель Виктор Попов, штурман 263-го истребительного авиаполка. В 1940 году во время советско-финляндской войны он потерял левую кисть в воздушном бою. Виктор был удостоен двух орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени и медали «За отвагу». В 1945 году летчик принимал участие в параде Победы.

Галина Санько — «Узники фашизма», 1944, собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Фото: из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва

Галина Санько — одна из немногих фотографов, чье имя было на слуху в Советском Союзе после войны. В издательстве «Планета» вышел персональный альбом ее фотографий, а журнал «Советское фото» посвятил ей большую статью. Ее имя также было занесено в список 100 лучших мировых женщин-фотографов. В 1941 году Галина ушла на фронт добровольцем, получив специальности санитара и водителя грузовика, но служила фотокорреспондентом в журнале «Фронтовая иллюстрация». Дважды была тяжело ранена, получила контузию. Самый известный снимок Галины — «Узники фашизма», сделанный в финском концлагере в Петрозаводске. Он был представлен на Нюрнбергском процессе как доказательство преступлений нацистов. Позже Галина Санько вспоминала, как сняла этот кадр: «Испуганные лица. Они с недоверием смотрели на меня недетскими глазами. Я пыталась с ними заговорить, но они упорно не отвечали. Сделав несколько фотографий, я прошла в ворота. И вдруг какая-то девочка сказала мне: “Тетя!”. Ребята плакали, повторяли сквозь слезы: “Мама…”».

Евгений Халдей — «Победа. Берлин. Май 1945», 1945, собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Фото: из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва

Снимок «Знамя Победы над Рейхстагом» был включен журналом Time в список «100 величайших фотографий в истории» и стал одним из главных визуальных символов Второй мировой войны. Автор кадра — военный фотограф Евгений Халдей. К моменту прибытия Евгения к зданию Рейхстага бои завершились, а на его фасаде уже развевались красные знамена. Однако фотограф хотел запечатлеть не результат, а процесс установки символа Победы. Устанавливать знамя на крыше Халдею вызвались помочь три человека. Группа поднялась на разрушенную крышу, где уцелело четыре скульптурных башни. Именно здесь, на постаменте одной из башен, Алексей Ковалев, держа в руках знамя, занял центральное положение в кадре. 9 мая 1945 года ему исполнялось 19 лет, и к этому моменту он уже был кавалером трех орденов солдатской славы. Рядом с ним запечатлены уроженец Дагестана Абдулхаким Исмаилов и белорус Леонид Горичев.

Георгий Петрусов — «Выступление Лидии Руслановой на ступе Триумфальной колонны», 1945, собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Фото: из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва

Весной 1945 года советская певица Лидия Русланова вместе с наступающей советской армией прибыла в еще захваченный гитлеровскими войсками Берлин. Там она дала первый концерт советских артистов вместе с казачьим ансамблем Михаила Туганова прямо на ступенях Рейхстага. Сначала выступление хотели провести внутри здания, но петь там было невозможно из-за порохового дыма, поэтому его перенесли на улицу. Для тысяч солдат и офицеров артистка исполнила их любимые песни. Знаменитые «Валенки» звучали несколько раз. Именно эта композиция и вошла в репертуар Руслановой, став своеобразной визитной карточкой. Всего на фронтах Великой Отечественной войны Лидия Русланова дала более 1120 концертов.

Неизвестный автор — «Наталья Боде в Сталинграде 1943», 1943, из личного архива Натальи Долматовской

Фото: из личного архива Натальи Долматовской

Наталья Боде родилась в Киеве в семье преподавателей. В 20 лет увлеклась фотографией и начала работать в газете «Коммунист», а через несколько лет — в фотоотделе ТАСС по Украинской ССР. С началом войны первый муж Натальи, фотожурналист Борис Казюк, ушел на фронт и погиб. Тогда, оставив на попечение родителей двухлетнего сына Сашу, Наталья присоединилась к числу добровольцев и поступила в газету Юго-Западного фронта «Красная Армия». С «Лейкой II» Боде прошла всю войну, работала на Юго-Западном, Центральном и 1-м Белорусском фронтах, снимала Сталинград, Курскую дугу, освобожденный Майданек и взятый Берлин. Фотоработы Натальи Боде публиковались в газетах «Правда» и «Красная звезда», журнале «Огонек» и на страницах зарубежной прессы. Самый знаменитый героический кадр с немецким подбитым танком «Тигр», считавшимся непобедимым, Боде сделала во время боев на Курской дуге. Настоящий снимок 1943 года Наталья послала своим родителям и сыну в оккупированный немцами Киев, на оборотной стороне оставив подпись: «Очень вкусный снег под Сталинградом».

Автор: Наре Григорян