
Ностальгия в вышивке: Саша Браулов о своей выставке и новых работах
Саша, ваша выставка «Подуй, пожалуйста, и в мою сторону» имеет довольно поэтичное название. Как вы пришли к этой концепции и что она для вас означает?
Причин выбора темы несколько.
Во-первых, сейчас происходят непростые изменения, когда практически каждому из нас нужна помощь и поддержка — видимая или неосязаемая. В данном случае она у меня выступает практически всегда в качестве какого-то почти неуловимого дуновения, порой неочевидного.
Во-вторых, для меня эта тема вдвойне актуальна, так как пару месяцев назад я ушёл из крупной нефтегазовой компании, где проработал 16 лет. И здесь какая-то, что ли, личная просьба — «подуть в мою сторону».
Вышивка — это традиционный вид искусства. Как вы сочетаете его с современными художественными приёмами?
Я не особо стремлюсь что-то с чем-то сочетать. Просто вышиваю то, что хочется и нравится.
Как вы придумываете смыслы и формы для своих вышивок? Есть ли у вас определённый процесс или ритуал, который вы соблюдаете?
Жёсткого ритуала нет. Иногда фразы рождаются из разговоров и бесед с окружающими, некоторые всплывают в памяти, а что-то возникает само собой, когда вижу какое-то изображение.
Какие темы или идеи вы чаще всего исследуете в своих работах? Как они отражаются в ваших вышивках?
Я люблю архитектуру авангарда и модернизма. Огромная часть моих работ посвящена этим темам. Таким образом, я пытаюсь привлечь внимание к вопросу их сохранения.
Есть множество вопросов и тем, которые меня волнуют и трогают. Но я не хотел бы называть это исследованием — слишком пафосно и высокопарно звучит.
Вы помните, когда впервые оставили свою вышивку на улице? Какие эмоции вы испытали? Где это было и почему?
В марте 2022 года я оставил свою работу на одном из рекламных плакатов недалеко от дома — это Воскресенский сквер, который местные называют «Квадрат». Такое типичное место петербургской Коломны, где любят гулять с детьми, выгуливать домашних животных и просто прогуливаться.
На вышивке был небольшой сюжет: маленькая девочка стоит и обнимает игрушечного Деда Мороза, выражения лиц у обоих хитрющие и шкодные, очевидно, что-то задумали. Каких-то ярких эмоций, вроде, не испытывал. Просто хотелось поделиться добрым и тёплым.
Ностальгия — один из ваших частых приёмов. Как именно вы работаете с ней?
Мне кажется, что это, скорее всего, связано с тем, что у меня дочки маленькие, и я, смотря на то, как они растут, вспоминаю и своё детство. Таким образом и возникают порой комбинированные сюжеты, появляются собирательные образы разных эпох.
Как вы находите баланс между иронией и серьёзностью в ваших работах? Используете ли вы какие-то визуальные элементы для усиления своего «послания»?
Если баланс и есть, то его, скорее, находит зритель. Мне вообще, честно говоря, не особо нравится рассказывать про конкретные свои работы, про их сюжеты. Хочется, чтобы каждый для себя нашёл что-то своё, сделал какое-то открытие.
Какую роль в ваших работах играет метафора ветра? Как вы визуализируете концепцию «незримых сил, меняющих нашу жизнь»?
А вот на этот вопрос как раз каждый сможет для себя ответить, сходив на выставку.
В проекте использованы работы из уличной серии и текстильные баннеры. Как вы соединяете разные форматы и медиа в одном пространстве?
С моей точки зрения, эти форматы нисколько друг с другом не диссонируют, а гармонично друг друга дополняют.
Беседовала Евгения Сизых